Ради денег потерял человечность, уважение, свою душу. Затрагивая золото, перестает контролировать себя и теряет ум; грабит, унижает людей, которые попали в переделку, становится властителем и режиссером их судеб. Хитроумный, недоступный человеческим страстям делец, живет в убогой комнате старого пасмурного дома, камин едва тлеет, угарная лампа на облезлой подставке. Гобсек понимает, в каком обществе он живет, и деньги нужны ему для того, чтобы ощущать себя в безопасности, иметь власть над людьми. Ради накопления денег он отказывается от семьи, родных, комфорта, т.е. от всей земной радости жизни. Ростовщик унимает в себе все человеческие чувства, превращается в полуавтомат, человека-вексель. Он объехал весь мир и убедился, что всюду властвует зло. И решает для себя зачерстветь душой, накапливать деньги, так как это все дает в Жизни, и в конце концов становится человеком, который превращается в “золотого идола”. Алчность и скупость приведет это низкое создание к человеческому обнищанию, жалкому и бесславному концу.
Смолоду Гобсек был человеком жизнелюбивым, наделенным естественным стремлением самоутвердиться в жизни. Уже с десяти лет он составляет суровые испытания на выживание. Проявил себя волевым и мужественным человеком. Идеализм и романтические мечты мальчика столкнулись с суровой правдой жизни, где не было места для слабых, обессиленных и никчемных. Развил в себе глубокий аналитический ум, способен оценить уровень личности других (самого Дервиля или Фанни Мальва, используя такие слова, .как “милый девичий образ”, “простое создание”).
Выдающаяся фигура, знает жизнь и мир. Естественно одаренный человек, Гобсек торговал картинами - знал толк в искусстве. Ему знакома классическая литература - берет пример из Мольера; захватывался красотой брилл
Меня привлекает образ Дервиля тем, что, будучи успешным адвокатом, он женится на Фанни Мальва, швеи, скромной, трудолюбивой девушке.” Никогда вы ничего не достигнете, зато будете самым счастливым и самым порядочным из людей”.
Умирает Гобсек в 89 лет. Жизнь и смерть “золотого идола” побуждают нас поставить ряд вопросов: кто мы? почему мы здесь? какая наша миссия на Земле? Святость должна быть в духовном, а не в материальном. Библия дает нам понимание роли денег в нашей жизни. К ней нам нужно прислушаться, чтобы не ошибиться, не стать жестокими, не стремиться накапливать деньги ради денег. Это только кажется человеку, что она не станет жадной, что деньги не превратят ее в “золотого идола”. Это неправда. Тогда бы в Библии ничего не говорилось о деньгах. А там написано: “Сребролюбие - это корень всего лихого. 8, А как имеем поживу и одежда, то мы удовлетворенные есть из того. 9. А те, кто хочет богатеть, впадают в соблазн и в многочисленные неразумные и вредные алчности, которые толкают людей на гибель. 10. Так как корень всего лихого - это сребролюбие, которому отдавшись, кое-кто из людей отреклись от веры и взяли на себя большие страдания. 18… чтобы делали добро, багатились в добрых делах, были щедрые…” (Первое послание св. Ап. Павла к Тимофею. Библия. 1980, с 243).