Сочинения по литературеГорький М.На днеПроблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»

Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»

Заметным явлением русской литературы начала XX

века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся

ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрите-

ля произвело сочетание предельно реалистического изо-

бражения людей, достигших последней степени убожест-

ва, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и

его правды. Перед глазами публики впервые предстал не-

виданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то

есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как

в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были

низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута

протестом против социальных порядков капиталистичес-

кого общества и страстным призывом к справедливой и

спокойной жизни. «Свобода во что бы то ни стало - вот

ее духовная сущность», - так определил идею пьесы

К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горь-

ким как воплощение социального зла. Судьба обитателей

«дна» - грозный обвинительный акт против несправед-

ливого общественного строя. Люди, живущие в этом под-

вале, похожем на пещеру, - жертвы уродливых и жесто-

ких порядков, при которых человек перестает быть чело-

веком, превратившись в бесправное существо, обреченное

влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выбро-

шены из нормальной жизни в силу волчьих законов, ца-

рящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если

он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуе-

мая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неве-

рие в правосудие заставило Сатина самому отомстить не-

годяюу погубившему его сестру. Эта месть привела его в

тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу.

Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене

и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со сторо-

ны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в

костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совер-

шают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того,

чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав

никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родивший-

ся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо

иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Кле-

ща, не желающего смириться с участью ночлежника, не

помогли ему подняться с жизненного «дна».

Обратившись к изображению жизни городских низов,

драматург затронул актуальную проблему современности:

каков выход из создавшегося положения, в чем спасение

людей «дна»? По признанию самого Горького, основной

вопрос пьесы - что лучше: истина или сострадание? Нуж-

но ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для оби-

тателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гу-

манизм утешительной лжи? Носителем его, жалеющим и

утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он

искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и ос-

корбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их

страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает пос-

ле смерти жизнь в раю, где она наконец отдохнет от зем-

ных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать

новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказы-

вает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес кото-

рой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этому спив-

шемуся человеку надежду на возвращение к прежней

жизни.

Позиция Луки - идея сострадания к человеку, идея

«возвышенного обмана», который позволяет чело

веку не-

сти бремя «низких истин», встречающихся на его тернис-

том пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обраща-

ясь к Пеплу, он говорит: «... чего тебе правда больно

нужна... подумай-ка, правда-то, может, ооух для тебя».

Потом он рассуждает о «праведной земле». Лука не верит

в нее, он знает, что ее нет. Он близорук, чтобы увидеть

эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов привет-

ствовать всякую идею, если она способна утешить челове-

ка, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает

о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроет-

ся. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не

верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки,

нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов

уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все чер-

ненькие, все прыгают».

Таким образом, основная черта идеологии Луки - чер-

та рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым,

философия терпения - с философией угнетения, точка

зрения раба - с точкой зрения хозяина. Горький вклады-

вает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто

живет чужими соками, - тем ложь нужна... Одних она

поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе

хозяин, кто независим и не берет чужого - зачем тому

ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострада-

нии, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет

разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным

безысходным положением. Этого разрыва не смог выне-

сти Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой

лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Ос-

тается один выход - самоубийство. Вместо счастливой

жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убий-

ство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешитель-

ная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.

Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, кото-

рый лишает их последних сил для борьбы с обществен-

ным злом, социальной несправедливостью, благодаря ко-

торым и существуют костылевские ночлежки. Антипод

Луки Сатин словесно опровергает философию утешитель-

ной лжи: «Ложь - религия рабов и хозяев», «Правда -

бог свободного человека». Он верит в человека, в его

способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была.

«Человек - вот правда», - утверждает герой. В отличие

от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что

человек все может, раз,все зависит от его дел и идей. Он

не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью.

Жалеть человека - значит унижать его неверием в спо-

собность достичь своего счастья, значит искать поддерж-

ку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недоста-

ющую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами

ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг

звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его

призвании, силе и красоте. «Человек - вот это правда!

Все - в человеке, все для человека! Существует только

человек, все же остальное - дело его рук и его мозга!

Чело - век! Это великолепно! Это звучит... гордо!»

Если человек в сущности своей прекрасен и только

несправедливые социальные условия низводят его до жал-

кого состояния, то, следовательно, нужно сделать все для

того, чтобы изменить их и создать такой мир, при кото-

ром человек станет поистине свободным и совершенным.

И преобразовать жизнь могут только те люди, которые не

боятся правды и не ищут спасения во лжи.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»

Слов:877
Символов:7475
Размер:14.60 Кб.