В пьесе " На дне" Горький
показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные
ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки -
имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя или кличку. Уже афиша
дает нам представление о том, какое социальное положение занимали герои пьесы до
падения "на дно". В перечне действующих лиц, представлены семнадцать героев,
Лишь единицы из них имеют работу (слесарь, полицейский), а большинство только
возраст, Я хочу подробнее остановиться на судьбе Актера. Только один раз в
пьесе упоминается настоящая фамилия Актера-Сверчков-Заволжский. Первая часть
фамилии – нечто маленькое, незаметное, боящееся оказаться на виду. Заволжский
– что-то широкое, великое. Его судьбу можно разделить на две части до и после
потери фамилии, Для первой части подходит Сверчков, а для второй
Заволжский. По некоторым высказываниям мы можем догадаться о прошлом
Актёра. Он говорит: "Гамлет – хорошая вещь… Я играл в ней могильщика". Эта роль
– второго плана, которая не требует особого актёрского дара. Был ли у Актёра
талант? Мне думается, он был талантливым актёром. Видимо, был такой момент,
когда он не смог "прорваться", и это его надломило. Актёр говорит: "Талант – это
вера в себя, в свою силу". У него не хватило веры в свои собственные силы, а без
этого невозможно достичь успеха. Актёру надо было собрать силу воли в кулак,
чтобы "подняться&quo
Вместо того чтобы сделать это, он стал заливать свои неудачи водкой. Постепенно
Актёр теряет то хорошее, что в нём было. Затем теряет и своё собственное имя,
которое заменяет кличка. Среди обитателей ночлежки он считает себя
представителем творческой интеллигенции: вытирать пыль не для него.
Тогда почему же он не воплотил
её в жизнь? Я думаю, что у него не было уже моральных сил, чтобы выбраться из
той ямы, в которую он попал. Для этого ему необходима была ещё и поддержка. Но
разве кто-либо из обитателей ночлежки мог её оказать? Нет. Именно поэтому Актёр
скоро удавится. Он просто не мог продолжать так жить. Ему было необходимо
выбрать: или жить по-человечески, или не жить вовсе. Первое он не мог воплотить
в жизнь, поэтому выбрал второе... Трагическая судьба Актёра типична:
человек, потерпевший неудачу в профессиональной деятельности, в личной жизни
часто ломается, катится по наклонной плоскости, становится алкоголиком и бомжем.
По инерции он продолжает считать себя тем, кем был до падения: актёром, поэтом,
художником и даже бароном. В своих неудачах такие люди обвиняют весь белый свет,
только не себя. Продолжая опускаться всё ниже и ниже, они предаются мечтам
вернуться в прошлую жизнь, не прилагая для этого никаких усилий. И лишь те
немногие, для которых афоризм: "Человек – это звучит гордо!" становится
жизненной установкой, способны найти в себе силы выбраться со дна жизни.