Сочинения по литературеГорький М.На днеПроблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького "На дне"

Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького "На дне"

В ряду первых рассказов

М.Горький показал ужасающие картины

русской действительности, пороки

капиталистического строя, бесчеловечные

условия буржуазной России, "свинцовые

мерзости жизни". А пьеса "На дне" явилась

наиболее сильным произведением о "бывших

людях", ибо такой суровой, беспощадной

правды о жизни социальных низов, об их

беспросветной и безысходной участи

мировая литература не знала.

В сыром подвале, "похожем на

пещеру", в страшной грязи и вони ютятся

люди, выброшенные из жизни в силу

условий, царящих в обществе.

Горький не дает биографий героев

пьесы, но по их отдельным репликам мы

понимаем весь трагизм их существования.

Чахоточная Анна говорит о том, что "всю

жизнь над каждым кусочком хлеба

тряслась... мучилась... Всю жизнь в

отрепьях ходила". У этих несчастных

"обитателей дна" отнято все: честь,

человеческое достоинство, возможность

любви и материнства, семьи, всякая

надежда, все стерто, втоптано в грязь.

Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит:

"Работы нет... Силы нет.Вот - правда!

Пристанища, пристанища нету! Издыхать

надо... Вот она правда!"

И даже здесь, в этом странном мире

отверженных, где заживо погребены ценные

по своим задаткам люди, достойные

сострадания, продолжают действовать

волчьи капиталистического мира. Почти

все жители костылевской ночлежки

доведены до отчаяния, тянутся к каким-то

призракам, иллюзиям. Мечтает вырваться

отсюда Клещ, полагая, что честный труд

поможет стать ему человеком: "Кожу

сдеру, а вылезу", хочет начать новую,

здоровую жизнь Васька Пепел, искренно

верит в чистую любовь Настя. Все

пытаются выпрямиться, стать полноценными

людьми.

Общую мысль о свободном человеке

высказывает Сатин. Он разоблачает

у

тешительную ложь старца Луки, который,

видя муки обездоленных, бескорыстно

старается помочь им, облегчить

страдания, умиротворить. Спившемуся

Актеру он внушает надежду на излечение в

бесплатной лечебнице, умирающей Анне он

советует не бояться смерти: она ведь

несет покой; вору Пеплу советует уехать

в богатую счастливую Сибирь. И это-то в

то время! Обманщик Лука по своему

гуманен, но его гуманизм пассиивно-

сострадательный. Он основан на том, что

Лука не верит в возможности человека:

для него все люди ничтожны, слабы,

мелки, нуждаются лишь в сострадании и

утешении. "Мне - все равно! Я и жуликов

уважаю, по-моему, ни одна блоха ни

плоха",- говорит он. Втайне он уверен в

том, что реальное положение человека

изменить нельзя, поэтому ко всем и

подходит с утешительной ложью.

Против вредоносной лжи и философии

рабской покорности и долготерпения

выступает Сатин: "Кто слаб душой... и

кто живет чужими соками, тем ложь

нужна... Одних она поддерживает, другие

прикрываются ей... Ложь - религия рабов

и хозяев. Правда - бог свободного

человека".

В монологе Сатина в полный голос

звучит требование свободы и гуманного

отношения к человеку: "Надо уважать

человека! Не жалеть,... не унижать его

жалостью,... уважать надо!" Он убежден в

том, что следует не примирять человека с

действительностью, а заставить саму

действительность служить человеку,

поэтому он поднимает знамя борьбы за

Человека с большой буквы!

"Человек свободен. Человек - вот

правда. Все в человеке, все для

человека. Существует только человек, все

же остальное - дело его рук, его мозга.

Человек! Это звучит гордо!"

Пьеса имела огромный успех, потому

что "принималась как пьеса-буревестник,

которая предвещала грядущую бурю и к

буре звала".

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького "На дне"

Слов:390
Символов:4180
Размер:8.16 Кб.