Сочинения по литературеГорький М.На днеОболт-Оболдуев, Утятин, Шалашников и Фогель

Оболт-Оболдуев, Утятин, Шалашников и Фогель

Их жизнь представлена в поэме четырьмя персонажами: Г.А.Оболт-Оболдуевым, Утятиным (последышем), Шалашниковым и Х.Х.Фогелем. По ходу произведения первым, с кем мы знакомимся, является Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев. На вопрос странников «Сладка ли жизнь помещичья?» он дает очень развернутый ответ. Вначале объясняет, чем жизнь помещика отличается от крестьянской – родовым деревом: «Чем дерево дворянское древней, тем именитее, почетней дворянин».

Затем Гаврила Афанасьевич начинает вспоминать свою былую жизнь: «Жили мы, как у Христа за пазухой, и знали мы почет». Еще он рассказывает о своей вотчине, богатстве ее природы. Оболт-Оболдуев вспоминает, что раньше дворянские дома были огромными имениями («Дома с оранжереями, с китайскими беседками, и английскими парками…»), в которых прислуги насчитывался «целый полк». Праздники в былые времена славились своей пышностью и необъятностью. Далее идет описание травли зверя. Это было настолько широким мероприятием, что оно не сравнилось бы ни с каким другим по своим размерам. По словам помещика, охоту можно было бы приравнять к военному походу: «У каждого помещика сто гончих в напуску, у каждого по дюжине борзовщиков верхом, при каждом с кашеварами, с провизией обоз».

После описания всевозможных торжеств Гаврила Афанасьевич заводит разговор о крестьянах. Будто бы еще до отмены крепостного права он не кабалил крестьян, а «больше ласкою привлекал сердца», приводил ряд примеров, подтверждающих это.

Но все им рассказанное с недавней поры перестало существовать («И все прошло, и все минуло»). Теперь из большого помещичьего сословия осталось немного представителей, и живут-то они не так, как прежде: крестьянин совсем от руки отбился, земли запущены, леса вырубаются, усадьбы переводятся. А причиной всему произошедшему, как считает Оболт-Оболдуев, стала реформа 1861 года.

Так описывает помещичью жизнь первый представитель «сословия благородного». Далее встречается другой помещик – князь Утятин. Он, как и все последующие, показан угнетателем, мучителем, стяжателем. Его жизнь вольготна, так как ему не приходится трудиться: всю работу выполняют зависимые крестьяне. Именно за счет их стараний он нажил «богатство непомерное». Но все это было до 1861 года. После реформы и его жизнь, и жизнь крестьян должна была перемениться, как и у Оболта-Оболдуева. Но не тут то было: Утятин не признавал новых порядков и продолжал вести праздную жизнь до самой смерти.

В третьей части поэмы представлены еще два помещика. Но их жизнь проходила за век до реформы. Сначала рассказывается о помещике Шалашникове. Этот персонаж был больше алчным, чем властолюбивым. За вовремя выплаченный оброк оставлял деревню в покое, а любое наказание мог тут же отменить за взятку.

Другой современник Шалашникова – Хтистиан Христианович Фогель – был более хитрым и дальновидным. Вначале он жил скромно, крестьян не обременял налогами. Но после осуществления его замысла у крестьян «настала каторга». Немец разжился, стал состоятельным, построил фабрику. Он также нажил свое добро за счет труда крестьян.

Проанализировав жизнь четырех помещиков, я сделал вывод, что им жилось одинаково как до 1861 года, так и после. Реформа не внесла больших изменений как в жизнь крестьян, так и в жизнь помещиков. Последние продолжали вести праздный образ жизни, нисколько не заботясь о крестьянах.

В своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):

Какой-то барин кругленький,

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту...

Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество "кругленького" человека. В крестьянской речи часто звучит издевка над барами.

Мы, барщинные, выросли

Под рылом у помещика

говорят крестьяне, и одного словечка "рыло" достаточно, чтобы понятно стало отношение их к своему господину.

Идеал счастья, который воплощен в рассказе Оболта-Оболдуева, говорит о его духовном убожестве:

Коптил я небо Божие,

Носил ливрею царскую,

Сорил казну народную

И думал век так жить...

С нескрываемым торжеством рисует Некрасов крушение идеала помещичьего счастья в главе "Последыш". Глубокий смысл имеет само ее название. Речь идет не только о князе Утятине, но и о последнем помещике-крепостнике, и смерть его символизирует гибель крепостного строя. Недаром она вызывает такую радость крестьян. В изображении Последыша Некрасов достигает исключительной остроты сатирического обличения. Это выживший из ума рабовладелец, и ничего человеческого нет даже во внешнем его облике:

Нос клювом, как у ястреба.

Усы седые, длинные

И — разные глаза:

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Но Последыш не только смешон — он и страшен. Это жестокий крепостник-истязатель. Телесная расправа у него вошла в привычку, звуки побоев, доносящиеся из конюшни, доставляют ему наслаждение. Со злым сарказмом нарисованы и образы других врагов народа: управителей, становых — "неправедных судей", купцов, подрядчиков.

К числу недругов народных относятся и попы. Даже добросердечный и сочувствующий крестьянам священник вынужден эксплуатировать их. Он сам жалуется:

Живи с одних крестьян,

Сбирай мирские гривенки...

Некрасов создает и иной образ попа — безжалостного вымогателя, нисколько не сочувствующего народу. Это поп Иван. Он равнодушен к горю крестьянки: даже когда вскрывают труп ее сына Демушки, он подшучивает. А выпив вместе со становыми, ругает крестьян:

У нас народ — все голь да пьянь.

За свадебку, за исповедь

Должают по годам.

В поэме убедительно доказано: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы. Народ пробуждается, и поэт надеется:

Русь не шелохнется,

Русь — как убитая!

А загорелась в ней

Искра сокрытая...

Сюжетной основой поэмы «Кому н

а Руси жить хорошо» становятся поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. А потому не может поэт обойтись и без описания жизни русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься «счастливо, вольготно на Руси». Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу», — говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину — вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы.

На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы. Жестоким самодуром-угнетателем показан помещик Шалашников, «воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Жесток «жадный, скупой» господин Поливанов, не способный испытывать чувство благодарности и привыкший поступать только так, как ему вздумается. В главах «Помещик» и «Последыш» Н. А. Некрасов вообще перемещает свой взгляд с народной Руси на Русь помещичью и вводит читателя в обсуждение острейших моментов социального развития России.

Встреча мужиков с Гаврилой Афанасьевичем Оболтом-Оболдуевым, героем главы «Помещик», начинается с непонимания и раздражения помещика. Именно эти чувства и определяют весь тон беседы. При всей фантастичности ситуации, когда помещик исповедуется перед крестьянами, Н. А. Некрасову удается очень тонко передать переживания бывшего крепостника, которому непереносима мысль о свободе крестьян. В разговоре с искателями правды Оболт-Оболдуев постоянно «ломается», с издевкой звучат его слова:

«...Наденьте шапочки,

Садитесь, господа!»

Сатирически гневно рассказывает Н. А. Некрасов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Оболт-Оболдуев же вспоминает о них с гордостью и печалью. Барин, владевший «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему «покорствовало»:

Ни в ком противоречия,

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню, —

вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорррот!

Но помещик тут же осекается, пытаясь объяснить, что строгость, по его мнению, шла лишь от любви. И вспоминает, возможно, даже дорогие сердцу крестьянина сцены: общую с крестьянами молитву во время всенощной службы, благодарность крестьян за барскую милость. Все это ушло. «Теперь не та уж Русь!» — с горечью говорит Оболт-Оболдуев, рассказывая о запустении усадеб, пьянстве, бездумной вырубке садов. И крестьяне не перебивают, как в начале разговора, помещика, потому что знают, что все это правда. Отмена крепостного права ударила «одним концом по барину, другим по мужику...» Помещик рыдает от жалости к себе, и мужики понимают, что конец крепостного права был для него настоящим горем.

Глава «Помещик» подводит читателя к пониманию причин того, почему крепостная Русь не могла быть счастливой. Н. А. Некрасов не оставляет никаких иллюзий, видя, что мирное решение извечной проблемы помещиков и крестьян невозможно. Оболт-Оболдуев являет собой типичный образ крепостника, привыкшего жить по особым нормам и считавшего труд крестьян надежным источником своего изобилия и благополучия. Но в главе «Последыш» Н. А. Некрасов показывает, что привычка властвовать так же свойственна помещикам, как и крестьянам — привычка покоряться.

Князь Утятин — барин, который «весь век чудил, дурил». Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года. Весь облик помещика можно считать символом умирающего крепостничества:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И — разные глаза:

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Весть о царском указе приводит к тому, что Утятина хватил удар:

Известно, не корысть,

А спесь его подрезала,

Соринку он терял.

И крестьяне разыгрывают нелепую комедию, помогая помещику сохранять убежденность в том, что крепостное право вернулось. «Последыш» становится олицетворением господского произвола и стремления надругаться над человеческим достоинством крепостных. Совершенно не зная своих крестьян, «Последыш» отдает нелепые распоряжения: приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтоб жили в ней, плодилися и правили тягло!» Мужики хохотом встречают этот приказ, так как «той вдове — под семьдесят, а жениху — шесть лет!» Глухонемого дурака «Последыш» назначает сторожем, пастухам приказывает унять стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина.

Нелепы не только приказы «Последыша», еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Глава «Последыш» уточняет смысл главы «Помещик». От картин прошлого Н. А. Некрасов переходит к пореформенным годам и убедительно доказывает: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы, хотя в русском крестьянине по-прежнему много покорности. Нет еще того движения народной силы, о котором мечтает поэт, но крестьяне уже не ждут новых бед, народ пробуждается, и поэт надеется:

Русь не шелохнется,

Русь — как убитая!

А загорелась в ней

Искра сокрытая...

«Легенда о двух великих грешниках» подводит своеобразный итог размышлениям Н. А. Некрасова о грехе и счастье. В соответствии с представлениями народа о добре и зле убийство жестокого пана Глуховского, который, хвастаясь, поучает разбойника:

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

становится способом очистить от грехов свою душу. Это призыв, обращенный к народу, призыв к избавлению от тиранов.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Оболт-Оболдуев, Утятин, Шалашников и Фогель

Слов:1577
Символов:12601
Размер:24.61 Кб.