Сочинения по литературеГорький М.Старуха Изергиль Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»

Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»

Рассказ “Старуха Изергиль” относится к ранним романтическим произведениям А. М. Горького. Писатель считал эту работу самой красивой и стройной в своем творчестве. Я не сразу поняла, почему он так ее охарактеризовал, но после внимательного изучения эта мысль стала близка и мне. И вот почему.

По форме это произведение представляет собой три новеллы, соединенные между собой общей идеей.

Первая, начинающая повествование, — легенда о Ларре, сыне женщины и орла. Он пришел в мир людей жестоким и эгоистичным. “Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их...” Все новые и новые черты его самолюбивого характера раскрываются перед нами. Яркое подтверждение сказанному мной — эпизод, в котором Ларра без особых колебаний убивает девушку, не пожелавшую быть с ним. “Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла”. Но он не остался без наказания. Расплата наступила. Юноша был проклят людьми, которые назвали его отверженным и небесами. Он обрек себя на вечные муки, и, когда Ларра захотел умереть, земля не принимала его: “...он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него”. В третьей новелле, которая так же, как и первая, является легендой, Горький повествует о Данко, человеке, выбравшем самопожертвование своим жизненным долгом.

Действие — основное состояние романтического героя. И Данко действовал, спасая обессилевших людей, которые уже не могли продолжать свой путь через лес, в котором деревья сплетали “...корявые, длинные руки... в густую сеть, пытаясь остановить...” их. И тогда он взял на себя роль Провидения. Данко смог вывести людей, лишь пожертвовав своим сердцем, которое освещало спасительный путь. “Что сделаю я для людей?!” — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце...”. Ценой собственной жизни э

тот человек освободил людей, которые пошли за ним. “...Кровь била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак... А потом упал и — умер”. Но те, увы, оказались неблагодарными. “Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...”

Герои первой и третьей новелл являются по характерам противоположными.друг другу. И в этом противопоставлении содержится глубокая горьковская мысль: показано^ что смысл человеческой жизни — служение людям, готовность в любой момент отдать свою жизнь окружающим.

Окончательно разобраться в образах Ларры и Данко помогает вторая новелла, в которой повествуется о старухе Изер-гиль.

Своенравная и гордая в молодые годы, в старости она настолько одряхлела, что при каждом ее движении “...можно было ждать, что сухая... кожа разорвется вся, развалится кусками...”.

Но эта женщина, в отличие от главных героев легенд, включенных в рассказ, — реальная героиня. Это подтверждается тем, что она четко указывала на время и место тех или иных событий, которые происходили с ней.

Изергиль была и осталась, я считаю, женщиной гордой. “Я была счастлива... никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи...”

Она любила многих, но ее чувство не было озарено душевным светом, хотя Изергиль жила тем, что чувствовала, и так, как подсказывало ей сердце.

Через весь рассказ проходит мысль: во имя чего живет человек? Во имя себя? Во имя людей? Ответить на этот вопрос помогает образ сердца. Ведь сердце — это именно тот метафорический образ, который объединяет все три новеллы в единое целое. Именно его образ органически завершает повествование и помогает наиболее полно раскрыть идею, заложенную в рассказе Горьким: осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа.

Итак, действительно, “Старуха Изергиль” оказалась по композиции самым красивым и стройным произведением в творчестве А. М. Горького. И я полностью согласна с этим его мнением.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»

Слов:673
Символов:4518
Размер:8.82 Кб.