Каждая страница творчества большого немецкого романтика - это страстная борьба прекрасной души поэта с безобразным миром. Свою личную судьбу Гофман видел как часть общей судьбы «маленьких людей», что стояли на пороге двойного бытия: между мизерными делами и большими иллюзиями. Окружающее хроническое убогство, атмосфера филистерства приводили к непринятию действительности. Спасение от духовно ограниченной, пустой, серой жизни автор находит в романтических мечтах, в искусстве, которое есть единой суверенной частью человеческого духа.
В сказке-новелле «Малыш Цахес» перед нами действительность возникает в образе страны, где введено «просвещение». Гофман разоблачает с помощью всевластной иронии химерическое величие больших князей, гофмаршалов, широко используя средства фантастического гротеска. Это кукольное государство, где все похоже на бессмысленный маскарад, все ниточки которого держит урод - карлик Цахес. Родившись уродом, он благодаря милости феи имеет три магические волосинки, которые делают его в глазах других людей мудрым и прекрасным. Присвоив себе чужой труд, славу, любовь, он становится первым лицом в стране. Это в
Филистерство в науке символизирует комическая фигура профессора Моша Терпина, «апостола механизации жизни», что изучает «птиц и животных в жаренном виде».
Кукольному механическому миру противостоит романтический мечтатель Бальтазар, который ищет спасение от пустоты филистерского существования в поэзии, в радостной симфонии природы. Это идеальный мир, где живут гармония, свобода. Бальтазар олицетворяет художника, а не филистера, на которые поделил мир Гофман. И именно ему открывает тайну власти ужасного урода Цахеса мудрый Проспер Альпанус.
Как в настоящей сказке, здесь побеждает Добро. Цахес гибнет, оказавшись в серебряном горшке.
Итак, жизнеутверждающий дух - это дух художника, а филистерство есть лишь уродливость настоящей жизни. Именно это доказывает нам сказка-новелла большого романтика, который стал одним из проводников человечества в его духовных блужданиях.