«Турандот» занимает особое место в творчестве Гоцци. В этой фьябе нет фантастики, события происходят в условном сказочном Китае, в основе сюжета — история сватанья к мудрой принцессе, которая загадывает женихам трудные загадки. В сказке Гоцци сами загадки отсутствуют, они отданы импровизаторам. Самое главное в «Турандот» — поединок мужчины и женщины, столкновенье любящего и холодного сердец, в котором по закону сказки и комедии побеждают любовь и мир.
Драматург сосредоточил внимание на правде характеров и истине страстей, насколько это возможно в театральной сказке. Находкой драматурга стали центральные фигуры пьесы — одержимый любовью Калаф с его девизом — «Смерть или Турандот», сама принцесса Турандот, свободолюбивая и гордая девушка, печальная Адельма, которая страдает от неразделенной любви к Калафу и в отчаянии решается на измену. В эту драму страстей включаются и перипетии жизненных судеб героев. Принц Калаф испытал немало страданий, был в рабстве, много странствовал. Но и пренебреженный судьбой, он стремится добиться руки гордой принцессы и отгадывает ее загадки. Драматическая и судьба Адельмы, когда-то царевны (при этом именно у нее был рабом плененный Калаф), теперь раба, которая мечтает возвр
В Италии XIX ст. Гоцци был почти забыт, значительным был его успех в Германии, где «Турандот» на немецкий язык перевел Й. К. Ф. Шиллер, почитателем и учеником Гоцци считал себя Э. Т. А. Гофман. В Италии Гоцци «возродился» в XX ст., когда в 1925 г. состоялась премьера оперы Дж. Пуччини «Турандот». Сейчас полемика К. Гольдони и Гоцци оценивается объективно, художественные системы обоих драматургов рассматриваются как антагонистические и вместе с тем как такие, что дополняют друг друга, представляют итальянское XVIII ст. в разнообразии его литературных направлений, среди которых просветительский реализм Гольдони и традиции позднего барокко с элементами доромантизма, характерными для творчества Гоцци.