Основной конфликт комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" - конфликт нового и старого, прогрессивного и реакционного, просвещения и крепостничества. Художественными средствами Грибоедов выразил протест передовой части русского дворянства против косности и отсталости тогдашнего общества, против сословных привилегий и крепостной зависимости. Образованнейший, умнейший человек своей эпохи, он уловил главный общественный конфликт, наметившийся после Отечественной войны 1812 года, - в этом и заключается реализм Грибоедова-писателя. Комедия отразила взрывную, накаленную атмосферу дворянского общества накануне 1825 года. На первый план в комедии выдвинуто идейное разногласие основных героев - борьба "века нынешнего" с "веком минувшим", борьба двух мировоззрений, сложившихся в русском обществе в первой половине XIX века. С одной стороны - представители феодальной реакции, крепостной старины - Фамусов, Скалозуб, графиня Хрюмина, с другой - передовая дворянская молодежь, черты которой воплощены Грибоедовым в образе Чацкого. В обличительных речах Чацкого и восторженных рассказах Фамусова встает идеал минувшего века. Это был век Екатерины с ее вельможами и льстецами придворными, век покорности и страха, развращенных нравов, когда безумное мотовство и роскошные пиры в великолепных палатах процветали рядом с унизительной нищетой и бесправием крепостных крестьян, которых можно было легко продать или обменять на понравившихся собак. Вот этот век и стал идеалом барского, фамусовского общества, которое живет по принципу "и награжденья брать, и весело прожить". Выразителем устаревших феодальных институтов является, конечно, сам Фамусов. Он убежденный крепостник, готовый в гневе сослать в Сибирь своих крепостных слуг, яростный противник образования, просвещения ("Уж коли зло пресечь - собрать все книги бы да сжечь"). Это, наконец, человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими чинами ради продвижения по службе, ради собственного обогащения. Защитникам феодальной старины, врагам свободомыслия и просвещения противопоставляется в комедии Чацкий. "Это - декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть по крайне мере на горизонте обетованную землю", - писал о Чацком А.И. Герцен. Между единомышленниками Фамусова и Чацким находится одна из главных фигур комедии - Софья, тоже пережившая свое "горе от ума". Именно ей отводится непростая, но очень важная роль - "отражать атаки" Чацкого. Однако образ Софьи в комедии противоречив. "Софья начертана неясно", - отмечал в свое время А.С. Пушкин. Действительно, она наделена и положительными чертами, которые привлекли такого незаурядного человека как Чацкий, вызвали его любовь, и отрицательными, постоянно усиливающими его недоумение и разочарование В поведении Софьи, ее настроениях все время ощущается противоречие между тонким трезвым умом и сентиментальными пустыми переживаниями. Что же привлекало Чацкого в Софье? Что выделяло ее в мире Фамусовых, княжон Тугоуховских и графини Хрюминой-внучки? Прежде всего, независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений, в отношениях с людьми. Она полюбила неравного себе и этим как бы бросила вызов домостроевским правилам. Обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих. Она мужественно говорит Чацкому: "Я не виню себ