«Грибоедов сделал свое дело – он написал «Горе от ума»,- сказал Пушкин. Это дело состояло прежде всего в том, что гениальная обличительная комедия Грибоедова положила начало реалистической русской драматургии. Она остро поставила важнейшие общественные вопросы современности и поэтому сразу же стала предметом ожесточенной полемики. Борьба двух общественных лагерей, изображенная в «Горе от ума», развернулась вокруг самой комедии с момента ее появления и, видоизменяясь с ходом русской жизни, продолжалась многие десятилетия после смерти ее создателя. Реакционные круги русского общества, боясь могучего освободительного влияния «Горе от ума», всячески стремились сузить, обеднить социально-историческое содержание комедии, умалить ее великое общественное и художественное значение. Даже тогда, когда «Горе от ума» получило всеобщее признание как классическое произведение русской литературы, реакционеры не раз предпринимали попытки под прикрытием лицемерных похвал фальсифицировать, извратить смысл пьесы.
Так, в конце XIX в. редактор «Нового времени» А. С. Суворин, восторженно славословя «Горе от ума», пытался доказать, что Грибоедов и его герой Чацкий не имели ничего общего с движением декабристов, с вольнолюбивыми идеями «людей двадцатых годов», а, напротив, были яростными противниками и обличителями «либералистов», антагонистами декабристов и предшественниками реакционного славянофильства. С другой стороны, А. Н. Ве-селовский совершенно необоснованно утверждал, что «Горе от ума» явилось подражанием образцам западноевропейской драматургии, сколком с мольеровского «Мизантропа», а образ Чацкого рассматривал как новый вариант мольеровского Альцеста.
Нет сомнения, что опыт комедии Мольера, Бомарше, Шеридана был изучен Грибоедовым и образ Альцеста из «Мизантропа» Мольера оказал влияние на разработку образа Чацкого с его мизантропическими настроениями в конце пьесы. Но еще современный Грибоедову критик О. Сомов справедливо отметил, что автор «Горя от ума» не шел и, как видно, не хотел итти той дорогою, которую углажннали и наконец истоптали комические писатели от
Мольера до Пирона и наших времен. Посему обыкновенная французская мерка не придется по его комедии».
Глубоко проницательную оценку «Горя от ума» дала демократическая критика, разъяснившая русскому обществу великое значение комедии Грибоедова в русском освободительном движении, в истории русской литературы. Вслед за декабристами и Пушкиным Белинский увидел в «Горе от ума» гениальную русскую комедию,
Конкретно-историческое содержание пьесы Грибоедова раскрыл Герцен. Он подчеркивал значение «Горя от ума»
как политической комедии. «Чтобы верно оценить значение и влияние произведения Грибоедова в России, надо вспомнить то время во Франции, когда первое представление «Свадьбы Фигаро» имело там значение государственного переворота» 3,- писал он. Говоря об источниках своего собственного духовного развития в годы юнсти, Герцен, наряду с революционными стихами Рылеева, вспоминал «смех Грибоедова».
Освободительные идеи грибоедовской комедии воспитывали и последующие поколения передовых людей России. Молодой демократ Добролюбов желал походить на Чацкого, в котором видел «вечного обличителя лжи».