Комедия «Горе от ума» является отражением острой политической борьбы, происходившей в начале 19 в. между реакционерами-крепостниками, стремившимися во всем сохранить самодержавно-крепостнический строй, и прогрессивным дворянством. Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» является основным двигателем в развитии действия комедии. Каковы же они, представители «века минувшего», носители идеологии отживающего мира? В комедии мир «отцов» представлен достаточно обширно. Ярчайшим его представителем является Фамусов – важный московский барин, чиновник, занимающий видную должность «управляющего в казенном месте». Знакомясь с его семейством, мы узнаем, что в доме Фамусовых живет некто Молчалин. Почему же хозяин так благоволит к этому, на первый взгляд, неприметному, «нечиновному» молодому человеку? Всматриваясь в образы Фамусова и Молчалина, можно сказать, что в них обоих есть что-то общее, возможно, Фамусов в молодости был подобен своему секретарю. Павел Афанасьевич «лепит» его по своему образу и подобию, и нужно сказать, ему это весьма удается. Одна из самых главных заповедей жизни Фамусова – карьера. Остальное же – приложится. Может, для ее достижения он усердствует на службе, «не щадя живота своего»? Грибоедов мастерски определяет бюрократическое отношение Фамусова к службе: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Предписано – так с плеч долой. А Молчалин присматривается, прислушивается, учится жить. Он давно для себя понял: главное – прислуживаться, угождать, лицемерить, пресмыкаться перед «сильными мира сего» (а для верности – и перед слабыми). Молчалин хорошо помнит заветы отца о том, что «перед собакой дворника» нужно «во избежание зла» угождать. И свою внутреннюю несвободу, духовную закрепощенность он возводит в ранг необходимости: «Ведь надо ж зависеть от других». Осознанное рабство – что может быть омерзительнее? Зачем? Молчалин знает ответ. Иначе он не смог бы достигнуть того, чего уже достиг: начальством обласкан, в «свет» вхож… и это только начало. Есть у Молчалина два качества, на которые он сильно надеется в жизни. Это «умеренность и аккуратность». На мой взгляд, быть умеренным и аккуратным неплохо. Есть же мудрая пословица «Всего должно быть в меру», а аккуратность в человеке говорит о его внутренней дисциплине. Но Молчалин вкладывает в эти понятия нечто другое: продуманность, соразмерность поступков и слов, чувств и намерений. Тонко и четко выверенная стратегия и тактика поведения в жизни. Это подчинение всего и вся: людей и обстоятельств, слов и дел, крупных событий и бытовых м