Большой общественный резонанс имела книга С. Алексиевич "У войны не женское лицо" (1984). Потребность в восстановлении исторической справедливости водила пером В. Карпова, который в книге "Полководец" (1982 - 1984) рассказал о судьбе талантливого военачальника Великой Отечественной генерала И. Петрова, бывшего в немилости у Сталина. О несправедливом осуждении, а затем и забвении героя-подводника А. Маринеско повесть А. Крона "Капитан дальнего плавания" (1983).
Документальное начало в конце 1970-х - начале 1980-х годов явно вытесняло художественное: желание знать правду все чаще брало верх. Такую правду, по распространенному заблуждению, могли открыть в первую очередь документальные произведения.
События 1985 г. изменили читательские предпочтения, и обнаружилось, что теперь военная проза - это не обязательно книги о Великой Отечественной. Нашла своих авторов война в Афганистане. С. Алексиевич создала свою знаменитую книгу "Цинковые мальчики", благодаря чеченским событиям, увы, не потерявшую актуальности. Как талантливые писатели со своим видением мира, оригинальным набором художественных средств заявили о себе О. Ермаков ("Афганские рассказы", 1989) и Э. Пустынин (роман "Афганец", 1991
Мирным, но трагическим будням армии посвятили книги Ю. Поляков ("Сто дней до приказа", 1980), открывший миру явление дедовщины, и С. Каледин ("Стройбат", 1991).В конце 1980-х - 1990-е годы стал возможным давно забытый, ранее фактически запрещенный сатирический подход к военной теме: "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войновича (1969-1979), "Русская книга о военных" В.Тучкова (1999).
Вернулся на родину роман "Генерал и его армия" (1977-1994) Г. Владимова, лишенного в 1983 г. советского гражданства, продолжалась публикация новых глав повествования В. Астафьева "Прокляты и убиты" (1994).
В целом современная военная художественная и художественно-документальная проза, преодолевая трудности, связанные с цензурой, развивалась в русле традиций великого мастера батальных сцен Л.Н. Толстого. Его главный завет прозвучал в "Севастопольских рассказах": "Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда".
Вся история русской военной прозы в XX столетии есть драматическая история поисков правды и борьбы за истину.