«Горе от ума» читателем нашего времени с трудом воспринимается как комедия. Объясняется это, вероятно, тем, что главный герой ее - Чацкий - не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие «прошедшего житья подлейшие черты», приглушают комедийное звучание произведения. «Горе от ума» - реалистическая комедия. В ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. «Горе от ума» - комедия «о великом историческом вековом счете за героическую народную войну: на свободу крестьян, на великую национальную культуру, на военную мощь русского народа - счете неоплаченном и приведшем к декабрю 1825 г.».
«Горе от ума» как политическая комедия сразу же получила высокую оценку. Декабристы восприняли пьесу как свое, декабристское произведение, делали копии с нее и распространяли в армии. Но не сразу было понято художественное совершенство пьесы. Так, П. А. Катенин, друг Грибоедова, упрекал его за план комедии. Отвечая Катенину, Грибоедов разъяснял: «Ты находишь главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому чтобы ум у нас грешных был обыкновенен, нет и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок: «Шутить и век шутить, как вас на это станет!” - слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не
А. С. Пушкин ознакомился с комедией «Горе от ума» в январе 1825 г. В письме А. А. Бестужеву он тогда же писал о том общем впечатлении, какое она на него произвела: «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. (…) Слушая… комедию, я не критиковал, а наслаждался». Но к Чацкому Пушкин отнесся слишком критически: «Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно»4.
Образ Чацкого за отсутствие логики в его поведении признавали неудачей автора и другие писатели и критики того времени. Причем судили Чацкого не с точки зрения законов драматургического искусства, а как реальную личность, по законам здравого смысла.
Но комедия выдержала испытание временем и по праву относится к классике нашей литературы. Она «держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. …У всех сложилось более или менее согласное понятие о всех лицах, кроме одного - Чацкого.