Сочинения по литературеГрибоедов А.С.Горе от умаЧто значит быть умным в кругу Фамусова

Что значит быть умным в кругу Фамусова

Что такое Софья в комедии «Горе от ума»? Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить воспитанием - дураком отцом, какой-нибудь мадамою, допустившею себя переманить за лишних 500 рублей. Но в этой Софье есть какая-то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстись ни богатством, ни знатностью его, словом, не по расчету, а напротив уж слишком по не расчету; она не дорожит ничьим мнением, и когда узнала, что такое Молчалин, с презрением отвергает его, велит завтра же оставить дом, грозя, в противном случае, все открыть отцу. Но как она прежде не видела, что такое Молчалин? Тут противоречие, которого нельзя объяснить из ее лица, а все другие объяснения не могут, как внешние и произвольные, иметь места при рассматривании созданного поэтом характера.

И потому Софья не действительное лицо, а призрак. Кроме Чацкого, ни на что не похожего, все прочие лица живы и действительны; но и они частенько изменяют себе, говоря против себя эпиграммы на общество.

Фамусов - лицо типическое, художественно созданное. Он весь высказывается в каждом своем слове. Это гоголевский городничий этого круга общества. Его философия та же. Знатность, вследствие чинов и денег, - вот его идеал жизни. Чтобы не накопилось у него много дел, у него обычай: «подписано, так с плеч долой». Он очень уважает родство - Я пред родней, где встретится, ползком, Сыщу ее на дне морском. При мне служащие чужие очень редки: Все больше сестрины, свояченицы детки. Один Молчалин мне не свой, И то затем, что деловой. Как будешь представлять к крестишку иль местечку, Ну как не порадеть родному человечку? Но нигде не высказывается он так резко и так полно, как в конце комедии; он узнает, что дочь его в связи с молодым человеком, что ее, следовательно, и его доброе имя опозорено, не говоря уже о тяжёлой, жгучей душу мысли быть отцом такой дочери - и что ж? - ничего этого и в голову не приходит ему, потому что ни в чем этом он не видит существенного: он весь жил и живет вне себя: его бог, его совесть, его религия - мнение света, и он восклицает в отчаянье: Моя судьба еще ли не плачевна: Ах, боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!..

Но этот Фамусов, столь верный самому себе в каждом своем слове изменяет иногда себе целыми речами.

* Берем же побродяг и в дом и по билетам,

* Чтоб наших дочерей всему учить - всему:

* И танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам

* Как будто в жены их готовим скоморохам.

Это говорит не Фамусов, а Чацкий устами Фамусова, и это не монолог а эпиграмма на общество.

Кто хочет к нам пожаловать - изволь.

* Дверь отперта для званых и незваных,

* Особенно из иностранных,

* Хоть честный человек, хоть нет.

* Для нас равнехонько, про всех готов обед.

* А наши старички, как их возьмет задор,

* Засудят о делах, что слово - приговор!

* Ведь

столбовые все, в ус никому не дуют

* И о правительстве иной раз так толкуют

* Что если б кто подслушал их - беда!

* Не то, чтоб новизны вводили - никогда!

* Спаси их боже! Нет! а придерутся

* К тому, к сему, а чаще ни к чему,

* Поспорят пошумят и… разойдутся.

* А дочки? Французские романсы вам поют

* И верхние выводят нотки;

* К военным людям так и льнут,

* А потому, что патриотки!

Нужно ли доказывать, что Фамусов слишком глуп для таких язвительных эпиграмм и так добродушно предан пошлой стороне своего общества, что считает за грех от другого услышать против него выходку; что, наконец, все это Фамусов говорит не от себя, а по приказу автора?.. Мало этого: сам Скалозуб острит, да еще как! - точь-в точь как Чацкий. Не верите? - Так прочтите:

* Позвольте, расскажу вам весть:

* Княгиня Ласова какая-то здесь есть,

* Наездница - вдова, но нет примеров,

* Чтоб ездило с ней много кавалеров

* На днях расшиблась в пух:

* Жокей не поддержал - считал он, видно, мух.

* И без того она, как слышно, неуклюжа;

* Теперь ребра недостает,

* Так для поддержки ищет мужа.

Каков Скалозуб! Чем хуже Чацкого?.. Впрочем, Лиза не без основания так остроумно, такою эпиграммою заметила о нем:

* Ø Шутить и он горазд - ведь нынче кто не шутит!

Но нигде субъективность автора не проявилась так резко, так странно и так во вред комедии, как в очерке характера Молчалина, который он заставляет делать самого же Молчалина: Мне завещал отец, Во-первых, угождать всем людям без изъятья:

* Хозяину, где доведется жить,

* Слуге его, который чистит платья,

* Швейцару, дворнику - для избежанья зла,

* Собаке дворника, чтоб ласкова была!

А Лиза отвечает ему на эту оригинальную выходку эпиграммою, которая сделала бы честь остроумию самого Чацкого: Сказать, сударь, у вас огромная опека! Скажите, бога ради, станет ли какой-нибудь подлец называть себя при других подлецом? - Ведь Молчалин глуп, когда дело идет о чести, благородстве, науке, поэзии и подобных высоких предметах; но он умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах. Он живет в доме знатного барина, допущен в его светский круг и совсем не болтлив, но очень молчалив: так кстати ли ему подавать оружие на себя горничной, так простодушно хвастаясь своею подлостию?..

Но если вычеркнуть места из монологов, где действующие лица проговариваются, из угождения автору, против себя, - это будут, за исключением Софьи, лица типические, характеры художественно созданные, хотя и не составляющие комедии своими взаимными отношениями; - не говорим уже о Репетилове, этом вечном прототипе, которого собственное имя сделалось нарицательным и который обличает в авторе исполинскую силу таланта.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Что значит быть умным в кругу Фамусова

Слов:1126
Символов:6155
Размер:12.02 Кб.