"Горе от ума" А. С. Грибоедова и "Евгений Онегин" А. С. Пушкина - произведения, посвященные одному периоду жизни России. Эта эпоха была знаменательной для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнение интеллигенции о народе, который поднялся на вершину славы и могущества, освободив Европу от тирании Наполеона, но остался по-прежнему бесправным, темным. Главные герои этих произведений Чацкий и Онегин - представители передовой дворянской интеллигенции. Авторы рассматривают их
характеры, судьбы в неразрывной связи со временем, с общественным движением.
Судьбы Чацкого и Онегина во многом схожи. Онегин - сын "промотавшегося" дворянина. Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легко представить, какое образование они получили. Чацкий с усмешкой вспоминает указательный перст учителя, внушавшего своим ученикам, что для русских без немцев нет счастья. ирония слышится в его вопросе :Что нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевле?
Пушкин, говоря о воспитании Онегина, справедливо замечает:
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь.
Чацкого и Онегина еще более сближает их отношение к обществу, к "свету". Онегин, устав от балов, светских обедов, бежит из столицы в деревню. Но и здесь его ждет "вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор". Его привычки, поведение, "души
тоскующая лень" вызывают у соседей недоумение и недовольство.
Чацкий, горячо любя Софью, не смог остаться в доме ее отца. Ему все казалось там безжизненно. В Москве "вчера был бал, а завтра будет два". Молодому, пытливому уму нужна пища, нужны новые впечатления. Чацкий надолго уезжает из столицы. "Хотел объехать целый свет", - говорит он о себе. Онегин, живя в деревне, тоже почувствовал свою никчемность, свою бесполезность, неспособность быть другом (отношения с Ленским), любить (отношения с Татьяной). "Им овладело беспокойство, охота к перемене мест".
"Перемена мест", наблюдения, раздумья, вызванные этим, не проходят для героев бесследно. Пушкин н
а взрослые люди, с богатым жизненным опытом за плечами. И вот теперь начинают сказываться коренные различия этих литературных типов. Онегин видит пустоту окружающей жизни, праздное барство, ложь и фальшь, царящие вокруг, но он и не думает активно с ними бороться. Он слишком воспитан, слишком хладнокровен, чтобы произносить в гостиных Петербурга обвинительные речи перед толпой хохочущих глупцов. Его протест выражается в другом. Он всем своим обликом являет молчаливый укор. Пушкин так описывает Онегина:
Но кто это в толпе избранной Стоит безмолвный и туманный?.. Мелькают лица перед ним, Как ряд докучных привидений.
Совсем иначе ведет себя Чацкий. Он легко раздражается, личная драма делает его особенно уязвимым. Появившись на балу у Фамусова, он устраивает, по выражению И. А. Гончарова, такую "кутерьму", что его принимают за сумасшедшего. В его действиях нет
холодного расчета, эгоизма, которые свойственны Онегину.
Оружие Чацкого - карающее слово. Он требует "службы делу". Он тяготится среди пустой праздной толпы "мучителей, зловещих старух, вздорных стариков". Чацкий требует места и свободы своему веку. Он возвещает, что на смену "веку минувшему" идет новый, несущий идеал "свободной жизни".
Гончаров в статье "Мильон терзаний" говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы неизменно будут возникать в переломную эпоху. Онегины - "лишние" в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отмечает прозорливость и "резкий, охлажденный ум".
Чацкие продолжают, развивают начатое "лишними" людьми, они не только молчаливо осуждают, презирают. Чацкие открыто ненавидят, обличают, высмеивают.
"Чацкий - искренний и горячий деятель", - говорит И.А. Гончаров