1. История создания комедии «Горе от ума».
2. Причина разногласий между представителями «века нынешнего» и «века минувшего».
3. Бессмертие комедии А. С. Грибоедова.
А. С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в начале XIX века. В те годы на смену порядкам екатерининской эпохи стали приходить новые веяния, появились в русском обществе иные люди, с передовыми взглядами, желающие служить своей стране, не требуя за это ни званий, ни наград. Это было связано, безусловно, с тем патриотическим подъемом, который испытало русское общество после Отечественной войны 1812 года. Это привело передовую часть дворян в 1825 году на Сенатскую площадь с требованиями предоставления гражданских свобод и подписания конституции.
В центре комедии Грибоедова стоит такой человек. В его облике, поведении, даже в фамилии современники угадывали реальное лицо — П. Я. Чаадаева. Он был философом-западником, за прогрессивные взгляды и критику современных ему порядков Чаадаева объявили сумасшедшим. Итак, противостояние Александра Чацкого и фамусовского общества составляют основной общественно-политический конфликт пьесы.
Чацкий — это молодой человек, он образован и имеет свое собственное мнение на многие очень серьезные проблемы своего времени. Два года Александр Андреевич провел за границей, там он познакомился с передовыми идеями современности, видел, как живут люди в других странах. И вот он в Москве, в среде людей высшего света, в доме своего дяди, московского «туза» Фамусова. Чацкий влюблен в дочь Фамусова, Софью, с которой они вместе выросли. Детская привязанность перерастает со временем в серьезное чувство. Чацкий искренне рад встрече с Софьей и сразу начинает объясняться ей в своих чувствах. Он еще не знает, что пока его не было, Софья увлеклась Молчалиным, секретарем отца. Поэтому она холодна с Чацким и даже недовольна его пылкостью и страстностью. Чацкий растерян, он не может понять причину такого отношения к себе. Дальнейшее развитие событий определяется попытками Чацкого узнать, кто же является счастливым соперником: Молчалин или Скалозуб. Но любовный конфликт Чацкого и Софьи только внешний, который впоследствии вскрывает конфликт более глубинный, общественно-политический.
Чацкий встречается с людьми, которые вхожи в дом Фамусова. Взору читателя открываются типы русского высшего общества начала XIX века. Здесь мы видим и «осколок екатерининских времен» старуху Хлестову с девочкой-арапкой, князя и княгиню Тугоуховских с шестью дочерьми, которых они желают выдать замуж как можно быстрее и удачнее. Мы встречаем и полковника Скалозуба — «хрипуна, удавленника и фагота, созвездие маневров и мазурки», как его метко характеризует Чацкий. Все эти люди ведут паразитический образ жизни, ничего не делая на благо Отечества. Их занимают только свои мелочные интересы, интриги и корыстные дела. Перед нами проходит вереница светских бездельников. К старшим относится старуха Хпестова, Максим Петрович, которого Фамусов ставит всегда в пример. Рассказывая, как он делал карьеру при дворе, не останавливаясь ни перед чем, и, когда надо, «сгибался вперегиб», даже падал перед императрицей, больно ударяясь затылком, чтобы только ее рассмешить, а для себя добиться привилегий. Для Фамусова Максим Петрович — это пример того, как надо делать карьеру. Он желает для Софьи выгодной партии со «звездами и чинами». Поэтому Фамусов обхаживает Скалозуба, объясняя это тем, что тот «золотой мешок и метит в генералы». Фамусова не беспокоит ни умственная ограниченность будущего зятя, ни его с
Видя этих людей, общаясь с ними, Чацкий не может понять, почему Софья не замечает в них того, что так явно видно ему. Ситуация накаляется, и Чацкий произносит свои знаменитые монологи. В первую очередь, это монолог о стариках, о так называемых «судьях», законодателях мод, которые «сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма». Другой — о засилии всего иностранного, о «рабском, слепом подражании», о «чужевластьи мод». Чацкий гневно вопрошает:
Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли,
в родстве,
Великолепные соорудя палаты...
Но пламенные речи Чацкого остаются без поддержки, более того, его выпады встречают протест, враждебность, глухое непонимание. В конце концов он остается совершенно один против враждебно настроенного фамусовского общества. Да еще и Софья пустила слушок, что Чацкий не в себе.
А. С. Грибоедов показывает читателям не только тех, кто не принимает позицию Чацкого и вступает с ним в открытую борьбу, но и тех, кто не в состоянии бороться с несправедливостью, чья воля парализована. К таким героям относится Горич, бывший сослуживец и друг Чацкого. Но Горич женился, попал «под каблук жены» и покорно несет свое бремя, хотя понимает, что опустился: «Теперь я, брат, не тот». Когда Чацкого объявили сумасшедшим, Горич не желает этому верить, но открыто противоречить общему мнению он не решается. Чацкий оказался в одиночестве. Его обличительные монологи повисли в воздухе, никто ему не сочувствует, и весь его «мильон терзаний», как сказал И. А. Гончаров, на первый взгляд, нам кажется тщетным. Но это не так. А. С. Грибоедов в образе своего главного героя показал наметившиеся в русском обществе перемены, зарождение у передовых людей эпохи желания стать полезными обществу, заботиться о всеобщем благе, а не только о личном благополучии.
Комедия А. С. Грибоедова показывает нам жизнь русского общества первой трети XIX века во всей ее сложности, противоречивости и неоднородности. Автор реалистически изображает типы той эпохи несмотря на некоторые романтические черты главного героя. Писатель поднимает извечные проблемы в пьесе — взаимоотношения между поколениями, противоречие между личным и общественным благосостоянием, эгоистическим началом в человеке и его бескорыстной готовностью помогать людям. Поэтому это произведение актуально и сейчас, в начале XXI века, потому что помогает разобраться в современных проблемах, которые практически не отличаются от жизненных коллизий эпохи А. С. Грибоедова.