Сочинения по литературеГрибоедов А.С.Горе от умаГоре Чацкого и Софьи (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

Горе Чацкого и Софьи (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

"Гоу" Г-дова - социально-поли-тическая реалистическая комедия, одно из самых злободневных произведений русской литературы. Комедия "Гоу" была написана в 20 годы XIX века, когда после Отечественной войны 1812 года в русском обществе происходили перемены. Интригующе звучит название пьесы. На первый взгляд кажется, что в нем заключен некий парадокс. Но Г-дов прав - умному человеку всегда сложнее в жизни. Еще древние говорили, что во многом знании нет много счастья, а умножающий знания умножает скорбь. Кроме того, ум - это необыкновенная способность, которая выделяет человека из толпы. Умный человек часто вызывает у окружающих не столько любовь и восхищение, сколько ненависть и раздражение. Особенно если он ведет себя так, как Чацкий. Чацкий - молодой человек, который воспитывался в доме Фамусова после смерти своих родителей. Когда наступили годы зрелости, юноше стало скучно у своего благодетеля и он отправляется за границу. Оттуда он возвращается через три года полным новых передовых идей. Еще до его появления мы понимаем, что Чацкий - человек неординарный, наделенный необык-новенными способностями. Из разговора Софьи с Лизой мы узнаем, что он "остёр, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив". Фамусов представляя Чацкого Скалозубу, говорит: "Он малый с головой, и славно пишет, переводит". И это действительно так. Он действительно остроумен, его речь ярка и образна, он красноречив. Чацкий прекрасно разбирается в людях, его замечания о них меткие и верные. Чацкий является представителем прогрес-сивных взглядов, высказывает идеи дворян-декабристов, выступает против крепостного права, тормозящего развитие России. Он настоящий патриот, ему обидно, что в России столь велико почтение к иноземцам, что русские так легко забыли свою культуру, свои обычаи, свой язык. Он говорит о том, что молодым дворянам часто набирают в учителя иностранцев "числом поболее, ценою подешевле". Эти люди в своей стране часто занимали лакейские должности и поэтому не могли исполнить возложенные на них задачи воспитания граждан-ственности и патриотизма в молодых дворянах. Несмотря на свои способности, Чацкий не находит места в этом обществе, потому что в нем не нужны люди мыслящие, вольнолю-бивые, независимые. Да и сам Чацкий не хочет служить. Он говорит: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Для представителей фамусовского общества служба - это способ получения определенных материаль-ных благ: наград, состояний, чинов. Чацкий же хочет служить "делу, а не лицам", а это в фамусовском обществе не

возможно. Софья Павловна Фамусова во многом близка Чацкому. Она, как и главный герой, натура страстная, живущая сильным и большим чувством, что вполне естественно для семнадцатилетней девушки. Она умна, решительна, самостоятельна. Речь ее яркая, образная, афористическая. В критических ситуациях она проявляет решительность и находчивость. Сон, придуманный на ходу, с целью отвлечь Фамусова от присутствия Молчалина в ее комнате, свидетельствует о тонком уме Софьи, о ее незаурядных литературных способностях. Софья по-своему умна, она много читает, но предмет ее чтения - сентиментальные романы, в которых описываются истории о неравной любви. Под влиянием этих романов у нее скаладывается представление об идеальном герое, которым она вообразила Молчалина. Она хочет семейной жизни, хочет быть счастливой. Возможно, поэтому она выбрала Молчалина, который так соответствует роли "мужа-мальчика, мужа-слуги". Не нужно забывать и о том, что в пьесе каждый герой строит себе жизненную схему. Это и является главной причиной горя по Грибоедову (главный конфликт - конфликт жизни и схемы). Так, Софья, воспитываясь под влиянием французских книг, составляет себе жизненный план, из-за которого не видит различия между романтичес-ким вымыслом и реальной жизнью, не умеет отличать истинное чувство от притворного. Следование литера-турным штампам приводит к трагической развязке - горькому прозрению, крушению идеалов. Жизненную схему строит себе и Чацкий. Для него существует две несовпадающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что у него "ум с сердцем не в ладу"). Описывая Молчалина, он снова разграничивает эти понятия: "Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?" Чувства оказываются выше ума. Чацкий в конце пьесы говорит: "Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!.." Он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорбленных, нанесенных его чувству. "Гоу" Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума светского, а чувством ("У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен", - говорит Гончаров в "Мильоне терзаний") он привязан к свету. Эпоха классицизма прославила человеческий разум, а Г-дов в "Гоу" показал на примере как Софьи, так и Чацкого, что нельзя в жизни руководствоваться одним разумом. Главное, по-моему, гармоничное сочетание чувства и разума. Позиция автора - позиция человека, отвергающего "голый" рациона-лизм.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Горе Чацкого и Софьи (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

Слов:713
Символов:5168
Размер:10.09 Кб.