Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — удивительно смешная пьеса, созданная истинным мастером драмы. В основе этого произведения по законам жанра лежит комедийный конфликт. Чтобы усилить комедийный конфликт, А.С. Грибоедов включает в текст пьесы комические приемы: «разговор глухих», «кривое зеркало» и «говорящие фамилии». Прием «разговора глухих» проходит через всю комедию. Практически все герои глухи по отношению друг к другу. Например, во II действии в первом явлении Фамусов отказывается беседовать с Чацким после того, как слышит его вольнолюбивые речи, и даже затыкает уши. В III действии в первом явлении Чацкий допытывается у Софьи, кого она любит, и героиня откровенно, ничего не утаивая, отвечает Чацкому на его вопросы. Чацкий: Зачем же вы его так коротко узнали? Софья: Я не старалась, Бог нас свел. Но герой не хочет слышать того, о чем ему говорят: «Шалит, она его не любит».
В III действии в третьем явлении Чацкий уже беседует с Молчалиным, разговор заходит о службе. Любая реплика Молчалина вызывает полное неприятие Чацкого, и хотя Чацкий решает разобраться, что из себя представляет Молчалин, на самом деле он не пытается его услышать: Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить? В настоящий фарс превращается прием «разговора глухих» в IV действии в двадцатом явлении, когда беседуют абсолютно глухие графиня-бабушка и князь Тугоуховский. Зритель всегда будет смеяться, наблюдая эту сцену, потому что он слышит реплики обоих персонажей, тогда как герои не слышат друг друга и начинают нести полную околесицу. Другой прием, прием «кривого зеркала», начинает работать в пьесе, когда появляется Репетилов. Этот герой повторяет некоторые мысли Чацкого, но доводит их до абсурда. То, что составляет смысл жизни Чацкого, для Репетилова — не более чем модная игра. Подобная психологическая пара появится в романе «Герой нашего времени», где Грушницкий станет уродливой копией Печорина. Смешной прием «говорящих фамилий» неоднократно применялся в русской литературе, достаточно вспомнить гоголевского полицейского Держиморду. Зритель сначала знакомился с театральной афишей, и уже по перечню действующих лиц составлял себе представление о пьесе и ее героях.
Герои пьесы «Горе от ума» имеют «говорящие фамилии». Например, фамилия «Фамусов» произошла от английского слова «известный». Фамилия «Скалозуб» произошла от слова, бывшего в употреблении в XIX в., синонимичного слову «зубоскал», но перед нами не пересмешник, а хищник, скалящий зубы. В основе фамилии «Репетилов» лежит английское слово «повторять»; Хлестова хлещет словами, как кнутом, и может засечь человека насмерть; Загорецкий, используя клевету, разожжет костер сплетен; Горич страдает по холостяцкой вольнице; Тугоуховские глухи ко всему, что не выгодно их семейству. Наконец, Чацкий. В чешском языке это слово является прилагательным и переводится как «чистый», «благородный». Также в основе фамилии героя лежит фамилия его прототипа П.Я. Чаадаева, в первых редакциях комедии фамилия писалась «Чадский».
Итак, грибоедовские персонажи — это собирательные образы, в которых отразились некоторые черты современников автора. Читатели первой четверти XIX в. узнавали многих своих знакомых, изображенных в пьесе. Это создавало ощущение, что они видят историю своей жизни, и усиливало комический эффект.
Система прототипов в пьесе носит комический характер. Прототипы есть как у главных героев пьесы, так и у внесценических персонажей. Фамусова Грибоедов срисовал со своего дядюшки Алексея Федоровича, Софья частично списана с двоюродной сестры Грибоедова Софьи, полковник Скалозуб — это полковник Римский-Корсаков, жених реальной Софьи, Репетилов — некто Шатилов, бывший сослуживец писателя, так и не понявший, что стал прототипом грибоедовского героя, утверждавший, что под именем Репетилова изображен Чаадаев, Молчалин — секретарь Полуденский, Горичи — семья Бегичевых, Хлестова — Настасья Дмитриевна Офросимова, Тугоуховские — Шаховские. Наиболее сложный персонаж — это Чацкий, так как нельзя точно указать, кто скрывается под маской этого литературного героя. Однако не вызывает сомнения, что автор хотел озвучить, используя этот образ, мысли и чувства прогрессивного дворянства, а также наделил этот персо
Наш ментор, помните колпак его, халат,
Перст указательный, все признаки ученья.
Как наши робкие тревожили умы,
Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья!
Вспоминал также Грибоедов московского богача Позднякова, купившего u1085 на Никитской улице дом и открывшего свой театр, когда писал:
Дом зеленью раскрашен в виде рощи,
Сам толст, его артисты тощи.
На бале, помните, открыли мы вдвоем
За ширмами, в одной из комнат посекретней,
Был спрятан человек и щелкал соловьем,
Певец зимой погоды летней.
В пьесе можно найти еще немало прототипов, но мы не знаем этих людей и поэтому не можем даже представить, как искренне смеялись современники Грибоедова, читая не просто литературное произведение, а рассказ о своей жизни. Лично у меня смех вызвали так называемые герои-маски. Героем-маской становился обобщенный образ, который был важен как примета времени и как вечный психологический тип. Герои-маски создавали необходимый фон для развития действия или же подчеркивали типичность некоторых явлений. Таким персонажем в пьесе является князь Тугоуховский, в образе которого доведены до абсурда черты «мужа-мальчика», «мужа-слуги». Герой не совершает в пьесе самостоятельно никаких действий и не произносит никаких звуков, кроме междометий «ахм», «эхм», «ухм». Дочери князя Тугоуховского — тоже герои-маски. Автор даже не дает им имен, княжны «идут» под номерами и олицетворяют собой тип московской барышни-невесты. Сплетню о безумии Чацкого на балу разносят некие господа Н. и Д., образы этих героев еще более обобщены и даже символичны, ведь злая молва не имеет лица и имени.
Драматическое произведение — это особый вид художественной литературы. Количество действующих лиц всегда ограниченно, поэтому и главный, и второстепенный герои наделены чертами целой группы людей. Три главных героя пьесы — Фамусов, Молчалин и Скалозуб — олицетворяют собой административный аппарат: государственных деятелей, чиновников и военных. Еще более интересной, комичной видится структура женского общества, созданная на страницах комедии и связанная с комическими темами пьесы (сватовства и женской власти). Через своих персонажей Грибоедов показал судьбу женщины в I четверти XIX в. Среди женских образов — Софья Фамусова и шесть княжон Тугоуховских. Единственный путь, который им предначертала судьба, это замужество, так как женщина в то время могла реализовать себя только в сфере семейных отношений. Если по каким-то причинам девушка не вступала в брак, то ее ждала жизнь озлобленной старой девы — графини-внучки Хрюминой. Но если девушка выходила замуж, то она словно поднималась на следующую ступеньку. В пьесе эта ступенька занята Натальей Дмитриевной Горич, молодой дамой, пожинающей плоды удачного замужества.
Однако время бежит быстро, и вот уже Наталья Дмитриевна шагнула дальше и стала «княгиней Тугоуховской». Княгиня выполнила женское предназначение, не осталась бесплодной, и все вернулось на круги своя, только теперь она заботится об устройстве не своей судьбы, а судьбы своих дочерей, хотя оттого, насколько удачно она сможет выдать их замуж, зависит ее положение в московском обществе. Ценой самоотверженных поисков (вспомним охоту в доме Фамусова) княгиня пристраивает свой «товар» и продвигается дальше по лестнице славы. Она превращается в старуху Хлестову и внесценических персонажей, символизирующих женскую власть. Это самое хорошее время для женщины в московском обществе. Все жизненные цели достигнуты, еще есть силы и здоровье, теперь можно беспрепятственно наслаждаться заслуженным уважением и самой вершить суд. С одной стороны, такие ситуации в пьесе, связанные с устройством женской судьбы, кажутся мне комичными, но, с другой, грустными, безвыходными. Комическое в пьесе А.С. Грибоедова переплетается с трагическими нотками, а это делает произведение наиболее интересным и значимым для современного читателя.