После победы демократического Севера над рабовладельческим Югом президент Авраам Линкольн пожал руку писательницы Гарриет Бичер-Стоу со словами: «Вы - маленькая женщина, которая начала большую войну». Роман «Хижина дяди Тома»(1852), который когда-то так поразил современников Бичер-Стоу, сейчас считается детским чтением. Но, не смотря на это, наивный роман является большой книгой. «Уничтожению рабства предшествовала знаменитая книга женщины, госпожи Бичер-Стоу», - писал Л. Толстой.
Отец писательницы, был священником, муж - доктором богословия. Она сама была глубоко религиозным человеком, для которого рабство отождествлялось с пороком и грехом, и которая всю жизнь с негодованием возражала утверждения тех богословов, которые оправдывали использование рабской силы библейскими текстами.
Вся семья Бичер-Стоу принимала участие в аболиционистском движении, наряду с Д. Лоуэлом, Г. Тора, У. Уитменом.
В русле аболиционистского движения возник специфический жанр «повести раба», который приобрел популярность не только в США, а и в Европе ( Гюго, Мериме ). Многочисленные авторы «повестей раба» высказывали протест против рабства средствами литературы и разделялись при этом на два лагеря: представители одной группы считали, что после отмены закона о рабстве чернокожие смогут стать полноправными членами американского общества, другие склонялись к идее возвращения бывших рабов на родину, в Африку. В реальности приобрели воплощение оба стремления: часть афроамериканцев осталась в США, часть - переселилась в Африку, где создала страну Либерию.
В «Хижине дяди Тома» и «Проклятом болоте» Бичер-Стоу возражает утверждение рабовладельцев об отсутствии у чернокожих достойных человеческих чувств (они, якобы, являются равнодушными к собственным детям и не знают супружеской привязанности, поэтому на женщин можно смотреть как на самок, которые приносят приплод, и отдельных членов семьи продавать разным хозяевам). В своем знаменитом романе Бичер-Стоу показывает, на какие опасные испытания может пойти черная женщина ради своего ребенка ( Лиззи ). Легенду об умственной неполноценности черного народа писательница тоже опровергает, показывая прозорливого Сэма, мудрость которого могла бы сделать честь любому политику в Вашингтоне.
Рабы в романе идут разными путями: Гаррис (который не знал, почему он должен выполнять законы США, ведь его не спрашивали, согласен он с ними или нет) и его жена Лиззи убегают в Канаду, где никогда не существовало рабства. Добрый старый Том принимает путь христианской покорности, и постепенно он приобретает черты святого мученика. Том соглашается со всеми приказами своих многочисленных хозяев, кроме одного - он не хочет совершать зло и приносить боль другим людям. Поэтому и отказывается выполнять роль надсмотрщика, не смотря на то, что надсмотрщиков хорошо кормили и предоставляли им относительную свободу. Его молчаливый отказ оценивается хозяином плантации как бунт. Том принимает ужасную смерть, но тело для него не очень много означает. Главной является душа. «Над ней вы не имеете власти!» - говорит Том своим палачам.
Бичер-Стоу не идеализирует рабов. Ведь Том стал жертвой не только белых, а и распущенных черных, которых условия жизни на плантациях превратили в добрых к хозяевам и злым к другим рабам надсмотрщиков.
Книга имела неистовый успех. У нее было много приверженцев, но не менее - и противников, которые считали, что писательница преувеличила жестокость плантаторов, слишком сгустила краски, что на самом деле черные живут намного лучше. В ответ в 1853 г. Бичер-Стоу выпустила книгу «Ключ к хижине дяди Тома», в которой привела документальный материал, который подтверждал страшную правду ее книги.
Бичер-Стоу тяжело считать великой писательницей. Ее книга является слишком мелодраматической, образы - слишком идеализированными. Но, например, Л. Толстой очень высоко ценил «Хижину», которая, по его мнению, передавала «чувства, которые вытекали из религиозного сознания». «Хижина» сыграла большую положительную социальную роль, а это было главным для русского писателя, который считал, что художник должен в первую очередь служить народу.
Классический реализм возник в Америке лишь в конце ХIХ ст., когда исчез фронтир (граница освоения диких земель), а пионеры (а среди них было немало исключительных личностей) исчезли, и их внуки и правнуки превратились в обычных буржуа. Именно обычные американцы станут героями произведений Марка Твена, который считается основоположником американского классического реализма.