Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее по тем временам (а она писалась в двадцатые годы XIX столетия) заглавие. На первый взгляд высказывание «горе от ума» — это парадокс, что сразу же и настораживает читателя, как бы подталкивает его к мысли о том, что за приевшимся словом «комедия» должно скрываться нечто большее, чем пьеска в духе Бомарше или Мольера, нечто свежее, ни на что не похожее, новаторское.
Я думаю, заглавие играет немалую роль и в осмыслении произведения, в понимании его конфликта. В названии комедии прослеживается основная проблема — проблема ума. Но нельзя забывать, что «Горе от ума», написанная на рубеже эпох классицизма, романтизма и реализма, содержит черты этих эпох (соблюдено правило «трех единств», в то же время введен вольный ямб, показана личность, которая противостоит обществу). Поэтому в отличие от комедий классицизма, где есть только противостояние ума и глупости, в «Горе от ума» Грибоедов противопоставляет несколько типов ума, а главную проблему освещает с точки зрения философа, размышляя о будущем России. Автор показывает, что смешным может быть и умнейший Чацкий, и неглупая Софья.
Грибоедов хотел показать, что и умный человек бывает одинок и глубоко несчастен. В обществе закоснелых крепостников-Фамусовых ума боятся, как чумы. В таком обществе Чацкий не только не понят, но и осмеян, объявлен сумасшедшим. И все-таки главный герой у Грибоедова — не идеальный герой. Чацкий смешон из-за некой оторванности от живой жизни (говорит он книжными речами, а сердце у него с умом не в ладу), Репетилов же — это его снижающий двойник.
Г
Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
Воротятся, от них порядка жди.
Эта фраза Фамусова показывает, что Чацкий не одинок. Но несмотря на свои симпатии к Чацкому, Грибоедов допускает в финале поражение умного героя, как бы предопределяя этим поражение декабристов. Показывая, что как в комедии Фамусовы повержены морально, но не физически, так и в России на тот момент еще невозможно победить реакционное большинство одними словами.
Само название произведения «Горе от ума», которое содержит даже какую-то нотку трагизма, и слово «комедия» создают у меня ощущение некоторого несоответствия. По-моему, этот диссонанс очень метко выражает суть общественных отношений в преддекабристской России, когда застойное состояние крепостников настолько становится нелепым, что вызывает уже не только гневную критику, но и смех, который чем-то напоминает гоголевский «смех сквозь слезы». По словам Белинского, «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина положили начало всей последующей литературе.