Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Поворот к реализму был связан с обращением передовых кругов русского общества к потребностям национальной жизни, к действительному положению народа. Все углубляющееся обострение классовых противоречий в стране, где открыто царила диктатура помещиков-крепостников, усиление крепостного гнета и рост антикрепостнических настроений в народе явились той социальной почвой, на которой вырос и развился реализм в русской литературе крепостной эпохи. Он был призван отразить основное противоречие эпохи - противоречие между помещичьим классом и угнетенным народом. Элементы реализма накапливались в русской литературе еще в XVIII в. Они наиболее сильно чувствовались в сатирической обличительной линии литературы, шедшей от Кантемира через Фонвизина и Радищева к Крылову.
Всякий раз, когда эти писатели касались трагедии жизни закрепощённых народных масс, в их творчестве проявлялось тяготение к реалистическому воспроизведению действительности. Но для становления реализма, для его торжества в искусстве и литературе необходимо было более глубокое знание законов развития жизни общества и человека, чем то, которым владели даже наиболее передовые писатели России и Западной Европы к концу XVIII в., освободительные идеи которых сыграли огромную роль в развитии прогрессивной литературы. Бурные исторические события конца XVIII - начала XIX столетия, развитие буржуазно-капиталистических отношений в Европе ярко обнаружили слабые стороны просветительского мировоззрения, являвшегося преобладающим в XVIII в. На смену метафизическому мышлению людей, их.убеждению во всемогуществе мнений приходит идея эволюции, явления жизни рассматриваются в их историческом развитии и социальной обусловленности. Характеризуя идейную обстановку первых десятилетий XIX в., Г. В. Плеханов пишет: «Ход и исход французской революции, с ее сюрпризами, ставившими в тупик самых «просвещенных» мыслителей, явились до последней степени наглядным опровержением мысли о всемогуществе мнений.
Тогда многие совсем разочаровались в силу «разума», а другие, не поддавшиеся разочарованию, стали тем более склоняться к принятию мысли о всемогуществе среды и к изучению хода ее развития». Великий принцип развития, признание социально-исторической обусловленности жизни общества и человека были той идейно-философской основой, на которой вырастает реализм, реалистическое искусство.
Для реалистического метода надо стать на историческую точку зрения, понять связи человека с общественной средой, воспитавшей его, уметь рассматривать людей, характеры в их развитии, в зависимости от обстоятельств жизни, в их социально-типической сущности. Первые это поняли и осуществили в своем творчестве Грибоедов и Пушкин, ставшие основоположниками реализма в русской литературе.
С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного крестьянства. Так, образ Лизы достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Лизе грозит и любовь стареющего барина-волокиты и барская расправа. «Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить»,- кричит на нее в конце комедии разъяренный Фамусов. Сочувствие закрепощенным народным массам - основа грибоедовского изображения жизни: народ составляет неотъемлемый фон его комедии. Без понимания этого нельзя понять и того, что происходит в «Горе от ума».
В «Горе от ума» жизнь раскрывается не в статических образах классицистической комедии XVIII в., а в движении, в борьбе нового со старым, в развитии. Ясно ощущается смена исторических эпох, которые Грибоедов определяет в своей комедии с хронологической точностью.
В высказываниях Фамусова, Чацкого и других возникает образ старой Москвы, восходящей к екатерининским временам, и Москвы после 1812 года, в которой появились люди типа Чацкого. В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи. По справедливому замечанию М. В. Нечкиной, «запечатленные им исторические процессы были схвачены глазом художника почти что с научной точностью». Это было следствием не только великолепного знания действительности, но и проявлением нового метода ее изображения.
В произведениях литературы XVIII в., даже в шедеврах Фонвизина, герои выступают с заранее сложившимися характерами, остающимися неизменными на всем протяжении действия в произведении. Это и было проявлением рационалистического, метафизического метода мышления, свойственного людям той эпохи. Грибоедов, напротив, стремится раскрыть внутреннее развитие своих героев. Правда, налет рационализма чувствуется, например, в изображении Чацкого. Однако грибоедовский герой воспринимается нами как реальная личность в свете его биографии, достаточно подробно освещенной в репликах персонажей комедии. Мы знаем, каким он был в доме Фамусова в юношеские годы, что произошло с ним в три последующие года, в течение которых сформировалась его личность. Происходят изменения в характере Софьи, в характере Горича, менее, впрочем, заметные. Можно сконструировать и биографию Молчалина.
Утверждая принцип развития, как основу реализма, Грибоедов, естественно, должен был показать и те жизненные факторы, которые определяют изменения, происходящие в характере человека, обусловливают процесс формирования его личности. Драматург раскрывает характер своих героев в тесной связи.с той общественной средой, которая их воспитала. В этом сила его реализма. Молчалин стал молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни.
Писатели XVIII в. понимали значение общественной Среды и стремились к ее изображению. Дидро учит драматургов тому, «как заключить в тесные пределы драматического произведения все, что относится к общественному положению человека». Но нередко общественная среда выступала в их произведениях в своей рационализированной форме, как некая абстрактно понятая среда. Грибоедов в своей комедии продуманно конкретизирует изображение общественной среды, стремясь к ее точной социальной характеристике, к воспроизведению местного колорита, быта, обстановки. Он запечатлевает самые существенные стороны изображаемой действительности. Быт и нравы фамусовского общества раскрываются не только в их общей помещичье-крепостнической сущности, но и как быт и нравы московского дворянского общества. «На всех московских есть какой-то отпечаток»,- замечает Фамусов. И этот отпечаток освещен Грибоедовым.