А.С. Грибоедов, поистине выдающийся драматург, до сих пор удивляет читателей мастерством создания одного из самых трудных жанров в литературе. Его драматургическое мастерство я постараюсь показать в своей работе, остановившись на главных художественных особенностях пьесы «Горе от ума». В России в I четверти XIX в. драматическое искусство стало пользоваться особой популярностью. В репертуаре театров появились пьесы русских авторов, которые в большинстве своем продолжали традиции классицистов.
А.С. Грибоедов отдал дань таланту известных драматургов, с некоторыми из которых состоял в авторском сотрудничестве, но в 1824 г. он завершил работу над пьесой, которой было суждено открыть новую страницу в истории русской драматургии. Пьеса «Горе от ума» начинается как водевиль, но появление современного героя, которому автор придает черты прогрессивных людей своего времени, ломает традиционную комедийную интригу и преобразует «водевильчик» с легким любовным сюжетом в «высокую комедию», в которой сплавлены, по словам Гончарова, «картина нравов», «галерея живых типов» и «жгучая сатира». Своеобразный конфликт и новый герой способствуют воплощению идеи А.С. Грибоедова о создании «высокой комедии», направленной на очищение общества от пороков. Автор представил публике пьесу, в которой запечатлел состояние современного ему общества, зарождение недовольства среди передовой молодежи, раскол, возникший между веком «минувшим» и веком «нынешним». Социальный конфликт в пьесе (борьба старого и нового) осложняется философским (горе от ума) и любовным конфликтами. Можно смело сказать, что «Горе от ума» — это первая реалистическая пьеса в репертуаре русского театра. Пьеса создана на современном материале, в ней отражена жизнь московского общества первой четверти XIX в. Также в пьесе отражен современный социальный конфликт и современный герой. В пьесе параллельно прорисованы две равноправные сюжетные линии: социальная и любовная. Нет в произведении крупных переломных событий, определяющих развитие действия: мы являемся свидетелями частного визита главного героя в дом своих старых знакомых, который к тому же быстро заканчивается. Также в пьесе отсутствует благополучный финал: мы не знаем, что ждет героев произведения. Чацкий заявляет, что в Москву он «больше не ездок», Софью, возможно, отправят «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», от Молчалина требуют, «чтобы в доме здесь заря вас не застала», Фамусов дрожит перед тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».
Итак, пьеса Грибоедова — это реалистическое произведение, но она включает в себя еще элементы классицизма и романтизма. А.С. Грибоедов соблюдает единство места (все события происходят в доме Фамусова), единство времени '28действие совершается за сутки). В его пьесе фигурирует положительный герой, несущий авторское слово зрителю, сохранены, как в пьесах классицизма, длинные монологи героев, в основе сюжета пьесы лежит острый конфликт героя с обществом. Автор явно выступает продолжателем традиций классицистов, ратующих за воспитывающее воздействие драматических произведений. Также пьеса наполнена элементами романтизма: мы наблюдаем противостояние благородного героя и отвергающего его общества; герой, будучи всеми отвергнут, одинок и вынужден странствовать. Усиливает конфликт драма неразделенной любви, и совсем уже романтическим атрибутом видится мотив сумасшествия. Пьеса носит название «Горе от ума», хотя сначала автор назвал ее «Горе уму». Автор сравнивает разные типы ума: «высокий» ум Чацкого, помыслы которого связаны с размышлением о судьбе России и долге гражданина, и удобный ум Фамусова, Скалозуба и Молчалина, цель жизни которых «и награжденья брать, и весело пожить». Точнее всех об этой проблеме говорит в пьесе Софья, характеризуя Молчалина и объясняя Чацкому свой выбор:
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?
С проблемой ума в пьесе связана проблема безумия. В третьем действии Чацкого объявляют сумасшедшим. В сплетне Софьи, так быстро и к общему удовольствию распространившейся, мало клеветы: если общество прислушается к тому, что говорит Чацкий, оно должно признать себя преступным. Гораздо легче не задумываться о речах «опасного человека» и считать его «безумным по всему», его мож
Но у проблемы безумия есть и другая сторона. Речь идет о высоком безумии Чацкого, оно ставит его в один ряд с такими литературными героями, которых человечество провозглашало безумцами, потому что не в силах было осмыслить их речи. Гамлет, Дон Кихот, Сирано де Бержерак — чудаки и сумасшедшие, по мнению толпы. Их окружение предприняло попытку понять их и приблизиться к ним только после их ухода. Безумие этих героев — не клеймо, а знак высокой избранности. Но А.С. Грибоедов создавал комедию, а не философскую драму, поэтому ему было важно, чтобы зритель не только задумывался над проблемами бытия и социальными противоречиями, но и смеялся. Для этого он использовал комические темы и приемы и систему прототипов. Сквозной темой всей комедии является тема сватовства. Уже в начале первого действия мы знакомимся с Софьей, девушкой на выданье, и узнаем о зародившейся интриге. «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет ее отец. «Твердила я: в любви не будет в этой прока ни во веки веков», — предупреждает верная служанка. А Софья любит безродного служащего своего отца. Скоро появляются потенциальные женихи: Скалозуб и Чацкий. В третьем действии на бал в дом Фамусова съезжаются гости, среди которых чета Тугоуховских со своими шестью дочерьми. Забота Фамусова о том, чтобы удачно выдать единственную дочь замуж, кажется милой безделицей по сравнению с усилиями Тугоуховских.
Москва всегда считалась ярмаркой невест, в Петербург отправлялись делать карьеру: «на ловлю счастья и чинов», — в Москву жениться. Поэтому как только в Москве открывался бальный сезон, начиналась настоящая охота за женихами. Немало современников Грибоедова смеялись, видя, как он в утрированной комедийной форме рассказывает о Москве как о вечной свахе. Структура пьесы А.С. Грибоедова имеет кольцевую композицию: жизнь юного существа начинается с первого бала и заканчивается также на балу, где-нибудь в незаметном уголке: «Поетем, матушка, мне, прафо, не под силу. Когда-нибуть я с пала та в могилу», — жалуется графиня-бабушка. Кольцевую композицию имеет и сюжет пьесы. Комедия начинается приездом Чацкого в дом Фамусова и заканчивается его отъездом. Особого внимания заслуживает язык комедии. Пьеса написана в стихах, язык персонажей строго индивидуализирован. Мы никогда не спутаем речь жившего в Петербурге образованного Чацкого с речью московского барина Фамусова, в ответах которого слышится век Екатерины II, а язык увлеченной французскими романами Софьи не похож на язык ее шустрой горничной.
Но, пожалуй, главной особенностью языка пьесы является его афористичность. Реплики персонажей давно живут своей жизнью, текст комедии напоминает драгоценное ожерелье, которое случайно порвалось и рассыпалось на десятки жемчужин, и теперь каждая из поэтических жемчужин существует сама по себе. А мы в обыденном разговоре цитируем Грибоедова, даже не задумываясь, чьи слова произносим: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», «Счастливые часов не наблюдают», «Кто беден, тот тебе не пара», «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой», «Ум с сердцем не в ладу», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Ах! Злые языки страшнее пистолета», «Я странен, а не странен кто ж?», «Вот нехотя с ума свела!», «Не моего романа», «Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?», «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», «Я езжу к женщинам, да только не за этим», «И награжденья брать, и весело пожить», «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «Ученость — вот чума, ученость — вот причина», «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».
П
ровидцем был И.А. Гончаров, когда писал: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед». Пьеса «Горе от ума» написана почти два века назад, но время оказалось не властно над ней: Чацкий все так же пылок, непримирим и переполнен иллюзиями, Софья по-прежнему любит Мочалина, Скалозуб нисколько не поумнел, Фамусов еще больше боится женских сплетен, а споры о жанре этого произведения идут и в наши дни.