В «Горе от ума» жизнь раскрывается не в статических образах классицистической комедии XVIII в., а в движении, в борьбе нового со старым, в развитии. В высказываниях Фамусова, Чацкого и других возникает образ старой Москвы, уходящей к екатерининским временам, и Москвы после 1812 г., в которой появились люди типа Чацкого. В образах и картинах комедии с исторической верностью воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи. По справедливому замечанию М. В. Нечкиной, «запечатленные им исторические процессы были схвачены глазом художника почти что с научной точностью1. Это было не только следствием великолепного знания действительности, но и проявлением нового, реалистического метода ее изображения.
Утверждая принцип развития, Грибоедов естественно должен был показать и те жизненные факторы, которые определяют изменения, происходящие в характере человека, обусловливают процесс формирования его личности. Драматург раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала. В этом сила его реализма. Молчалив стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит. Особенности воспитания определили характер Софьи. В формировании личности Чацкого подчеркнута роль передовых идей.
В произведениях литературы XVIII в., даже в шедеврах Фонвизина, герои выступают с заранее сложившимися характерами, остающимися неизменными на всем протяжении действия. Это и было проявлением рационалистического, метафизического метода мышления, свойственного людям той эпохи. Грибоедов, напротив, стремится раскрыть внутреннее развитие своих героев. Правда, он еще не достигает здесь тех великих результатов, которых достиг Пушкин в «Евгении Онегине», наиболее глубоко применивший исторический принцип в изображении характеров. Налет рационализма чувствуется, например, в изображении Чацкого. Однако грибоедовский герой воспринимается нами как реальная личность в свете его биографии, достаточно подробно освещенной в репликах персонажей комедии. Мы знаем, каким он был в доме Фамусова в юношеские годы, что произошло с ним в три последующих года, в течение которых сформировалась его личность. Происходят изменения в характере Софьи, в характере Горича, менее, впрочем, заметные.
Писатели XVIII в. понимали значение общественной среды и стремились к ее изображению. Но нередко общественная среда выступала в их произведениях без достаточной социально-исторической кон
Лизе грозит и любовь стареющего барина-волокиты и барская расправа. «Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить»,- кричит на нее в конце комедии разъяренный Фамусов. Сочувствие закрепощенным народным массам – основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет неотъемлемый фон его комедии. Без понимания этого нельзя понять и того, что происходит в «Горе от ума». Сущность грибоедовского замысла раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского народа. Вместе с тем «Горе от ума» проникнуто глубоким для своего времени пониманием законов развития общественной жизни, отразившимся в самом художественном методе Грибоедова.
Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Писатели XVIII в. также стремились к созданию типов в своих произведениях. Но нередко созданные ими типы представляли собой отвлеченных носителей положительных или отрицательных нравственных качеств. Художественное новаторство Грибоедова проявилось в «Горе от ума» в том, что он преодолевает однолинейность в изображении характеров, свойственную писателям XVIII в. Их односторонней эстетике противопоставлен принцип реалистического изображения характера.
Образ Чацкого придает гениальному творению Грибоедова не только национально-историческое значение. Подобно шекспировскому «Гамлету» или «Дон Кихоту» Сервантеса, «Горе от ума» полно глубокого общечеловеческого смысла. Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. С гениальной зоркостью Грибоедов вслед за Радищевым раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых.