Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была закончена автором в 1824-м, пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор» появилась в 1836-м, а первый том «Мертвых душ» вышел из печати в 1842 году. Это было время в истории России, когда чиновничье-бюрократическая система управления государством все более и более ветшала и становилась тормозом общественно-политического развития России, так как не реформировалась со времен Екатерины Второй. Становилось очевидным, что на смену старым и консервативным чиновникам, подобным Фамусову и Сквознику-Дмухановскому, должны прийти молодые и энергичные «деловые» люди. Какими же они будут и какими изобразили их в своих произведениях А.С. Грибоедов и Н.В. Гоголь? На данном этапе исторического развития Российского государства старый служака-канцелярист, умеющий только подписывать бумаги, уже не нужен. Нужны деловые, опытные люди. Этот новый тип чиновников, воспитанных аракчеевским режимом, впитал и воплотил те требования к исполнителю, которые Николай Первый после восстания декабристов сформулирует совершенно недвусмысленно: «Повиноваться, а не рассуждать, и мнения свои держать при себе». Воплощением деловых людей нового типа в произведениях А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя становятся Алексей Степанович Молчалин и Павел Иванович Чичиков. Молчалин — деловой человек, которому покровительствует его начальник, Павел Афанасьевич Фамусов, говорящий об этом так: «Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари, В Москву переведен через мое содейство, И, будь не я, коптел бы ты в Твери».
Цель и смысл жизни Молчалина — чины, богатство, «и награжденья брать, и весело пожить». Он прекрасно понимает, что нужно для достижения этой цели, поэтому в Москве он уверенно продвигается по службе. Всего за три года он уже успел стать нужным для Фамусова человеком, войти в его дом, он лишь «числится по Архивам», а на самом деле исполняет обязанности личного секретаря Фамусова, который его хвалит и говорит, что он «деловой». Молчалин уже не «жертвует затылком», чтобы завоевать расположение сильных мира сего, так как времена изменились и «нынче смех страшит, и держит стыд в узде». Этот герой действует тоньше и умнее. Свои принципы он сам излагает так: «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья». Таким путем, льстя и заискивая, он уже добился значительного улучшения своего служебного положения. Старуха Хлестова ласково называет безродного Молчалина «родным», «дружком». Чацкий дает Молчалину убийственно точную характеристику: «Вот он на цыпочках и не богат словами». Молчалин действительно необычайно тих и вкрадчив. К каждому из друзей и родных Фамусова у него свой особенный подход. С Фамусовым он почтителен («с бумагами-с»), учтив и услужлив с Хлестовой («Ваш шпиц — прелестный шпиц...»), скромен и нежен с Софьей («Враг дерзости, всегда Застенчиво, несмело...»), зато с Лизой откровенен и циничен, когда говорит, что любит ее хозяйку «по должности». Мы видим, что он свято выполняет заветы своего отца.Павел Иванович Чичиков из гоголевской поэмы «Мертвые души» так же вкрадчив и незаметен, как и грибоедовский герой, поэтому автор даже не дает его портрета, отмечая то, что он был не стар и не молод, не толст и не тонок и даже «говорил ни громко ни тихо, но совершенно как следует ». Автор подчеркивает тем самым, что вовсе не внешность, u1072 а характер этого героя имеет принципиальное значение, так как он новый на Руси тип делового человека и не внешность важна при изображении этого героя.
Отец Чичикова также не оставил ему никакого звания или состояния, а только старый дом, который Чичиков быстро продал, и завет: слушаться начальства и беречь и копить копейку. Угождать людям, которые ему нужны для воплощения своих замыслов, Чичиков научился виртуозно. По приезде в губернский город он начинает с визитов ко всем влиятельным лицам города, и тут открывается его черта, очень похожая на молчалинску
Чичиков, как и Молчалин, хочет стать из «господина средней руки» «господином большой руки», но времена изменились, поэтому ему уже не так важны чины, которых он добьется, а важнее выполнить вторую половину завещания отца: «Береги копейку, все на свете прошибешь и добудешь копейкой». Именно большая сумма денег (вспомним про гоголевское отступление о «миллионщике») может помочь Павлу Ивановичу занять достойное место в обществе, купить дом, жениться, завести детей. И для достижения этой цели Чичиков применяет любые способы и средства: обманывает, берет взятки, спекулирует, занимается казнокрадством. Гоголь двойственно относится к этому герою. С одной стороны, его энергичность, напористость, практическая хватка импонируют писателю, с другой стороны, страшит его полная моральная беспринципность и нечистоплотность души. Размышляя об этом, писатель запланировал в третьем томе, который так никогда и не был написан, возрождение главного героя поэмы и превращение его в достойного члена общества. Может быть, ему казалось, что, если люди, подобные Чичикову, начнут думать о благе страны и вспомнят о своем дворянском предназначении, России удастся избежать издержек надвигающегося на нее буржуазного развития. Такими увидели «деловых людей» своего времени великие русские сатирики А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» и Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души». Как бы они к ним ни относились и какими бы отвратительными ни выглядели эти герои на страницах их произведений, они вынуждены признать, что «деловой человек» сможет приспособиться к любой эпохе, «дойдет до степеней известных», и Русь, «бойкая необгонимая тройка» везет в будущее именно Павла Ивановича Чичикова. Может быть, когда-нибудь это и изменится, но пока «Молчалины блаженствуют на свете».