Если в литературе сколько-нибудь отразился слабо, но с родственными чертами тип декабриста,- это в Чацком. В его озлобленной, желчевой мысли, в его молодом негодовании слышится здоровый порыв к делу, он чувствует, чем недоволен, он головой бьет в каменную стену общественных предрассудков и пробует, крепки ли казенные решетки. Чацкий шел прямой дорогой на каторжную работу, и если он уцелел 14 декабря, то, наверно, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом. Чацкий, если б пережил первое поколение, шедшее за 14 декабря в страхе и трепете, через них протянул бы горячую руку нам. Фамусов - богатый и знатный (известный) московский барин, ярый защитник крепостнических порядков, дворянских традиций и старого уклада жизни. Его взгляды на просвещение, на человеческую личность, на службу, его раболепство перед теми, кто выше его, настороженное отношение к Чацкому и другим передовым людям - все это характерно для дворян-реакционеров. Среди лиц этой политической группы, выведенных в комедии, Фамусов занимает главенствующее место по полноте и яркости изображения.
Фамусовщина - это застой, косность, ненависть к «возмутителям спокойствия», мракобесие и ханжество. Но Фамусовы бессильны остановить движение жизни, развитие передовых идей. Обратите внимание на смысловые особенности только двух слов: грабительство и клиенты-иностранцы.. Первое имеет значение «незаконное, насильственное присвоение чужого имущества» (вспомните «грабительство» госпожи Простаковой в отношении имущества Софьи). В выражении «клиенты-иностранцы» первое существительное употреблено не в современном значении («постоянный посетитель, покупатель, заказчик»), а в значении устаревшем: «находящийся под чьим-либо покровительством, защитой». И еще: отрицательная частица не в сочетании с наречием (и, где не) придает выражению утвердительное значение: клиенты-иностранцы повсюду воскрешали «прошедшего житья подлейшие черты», т. е. разгульную, паразитическую жизнь («обеды, ужины и танцы») дворян времен Екатерины II.
Именно ум Чацкого в этом широком и особом понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя дел
Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается в числе “мучителей”, оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.
Но в комедии сохраняются некоторые другие черты классицизма. Так, главный герой Чацкий - дворянин, образованный, начитанный, остроумный молодой человек. Здесь художник верен традиции французских классицистов - ставить в центре героев, царей, военачальников или вельмож. Интересен образ Лизы. В “Горе от ума” она слишком
вольно держится для служанки и похожа на героиню классической комедии, бойкую, находчивую, вмешивающуюся в любовные интриги своих господ.
К тому же комедия написана преимущественно низким стилем и в этом тоже новаторство А. С. Грибоедова.
Грибоедов верен действительности. Умея выделить в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы видим стоящие за ними социальные законы, определяющие их психологию и поведение. В “Горе от ума” создана обширная галерея реалистических художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений, как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).
Но выходит, что и Чацкий, герой по сути романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае - это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях всегда неразрывно связаны.