Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана после
Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России. В
комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о
государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о
рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему
национальному, народному. Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух
общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого,
крепостнического, и нового, прогрессивного, в разоблачении всего отсталого
и провозглашении передовых идей того времени. Конфликт комедии — конфликт
между Чацким и фамусовским обществом, между «веком нынешним и веком
минувшим».
Что же собой представляют враждующие стороны? Общество в комедии
получило название фамусовского по фамилии Павла Афанасьевича Фамусова. Он
типичный представитель своего общества, обладает всеми достоинствами,
ценящимися в нем: богатством, связями; он является примером для подражания.
Фамусов — чиновник, но к своей службе относится лишь как к источнику
дохода. Его не интересуют смысл и результаты труда — только чины. Идеалом
этого человека является Максим Петрович, который «пред всеми знал почет»,
«на золоте едал», «езжал-то вечно цугом». Фамусов, как и все общество,
восхищается его умением «сгибаться в перегиб», «когда же надо
подслужиться», так как именно эта способность помогает в Москве «дойти до
степеней известных». Фамусов и его общество (Хлестовы, Тугоуховские,
Молчалины, Скалозубы) представляют собой «век минувший».
Чацкий, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь,
несущее перемены. Он представитель «века нынешнего». Это выразитель
передовых идей своего времени. В его монологах прослеживается политическая
программа: он разоблачает крепостничество и его порождения:
бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он
дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу, клеймит «прошедшего
житья подлейшие черты». Монолог Чацкого «А судьи кто?..» рожден его
протестом против «Отечества отцов», так как не видит в них образца,
которому следует подражать. Он осуждает их за консерватизм:
Сужденья черпают
из забытых газет
Времен Очаковских
и покоренья Крыма...
за страсть к богатству и роскоши, добываемым «грабительством», ограждая
себя от ответственности круговой порукой и подкупом:
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве?
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты!
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Крепостников-помещиков он называет «знатными негодяями» за
бесчеловечное отношение к крепостным. Один из них, «тот Нестор негодяев
знатных» променял своих верных слуг, которые «и жизнь и честь его не раз
спасали», на три борзые собаки; другой негодяй «на крепостной балет согнал
на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», которые затем были
все «распроданы поодиночке». В фамусовском обществе внешняя форма как
показатель карьерных успехов важнее просвещения, бескорыстного служения
делу, наукам и искусствам:
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету...
Все блага и привилегии, которыми пользуется фамусовское общество,
достигаются холопство
перед нижестоящими. Это наносит огромный нравственный урон обществу, лишая
людей чувства собственного достоинства.
В комедии Фамусов и Чацкий противопоставлены друг другу: с одной
стороны, серые, ограниченные, заурядные, Фамусов и люди его круга, а с
другой — талантливый, образованный, интеллектуальный Чацкий. Воздух,
которым дышит фамусовская Москва, — это воздух лжи, обмана, «покорности и
страха». Общество Фамусова погрязло в невежестве, лени, приверженности
всему иностранному, не хочет и не может развиваться, ведь иначе разрушатся
идеалы «прошедшего житья», и поэтому оно боится всего нового,
прогрессивного, воплощенного в личности Чацкого, несущей свежие идеи.
Дерзкий ум Чацкого сразу настораживает привыкшее к спокойствию московское
общество. «Отцы» и «судьи» не привыкли к возражениям и критике, они не
хотят никаких перемен. Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба, и она
начинается с первых же минут встречи Фамусова и Чацкого. Чацкий резко
осуждает принятую в Москве систему воспитания дворянской молодежи:
Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?
Не то чтобы в науке далеки,
В России под великим штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и географом.
А Фамусов высказывает мысль:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Отношение Фамусова и Чацкого к службе тоже противоположно. Чацкий
основной целью видит служение делу. Он не приемлет «прислуживание старшим»,
угождение начальству:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Для Фамусова же служба — дело легкое:
А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Противоречиями во взглядах между «веком нынешним» и «веком минувшим»
пронизана вся комедия. И чем больше общается Чацкий с Фамусовым и его
окружением, тем большая разделяет их пропасть. Чацкий резко отзывается об
этом обществе, которое, в свою очередь, называет его «вольтерьянцем»,
«якобинцем», «карбонарием».
Чацкий вынужден отречься даже от любви к Софье, понимая, что она его
не любит и не видит в нем идеала, оставаясь представительницей «века
минувшего». Каждое новое лицо в комедии пополняет фамусовское общество, а
значит — становится в оппозицию Чацкому. Он пугает их своими рассуждениями
и идеалами. Именно страх заставляет общество признать его сумасшедшим. И
это было лучшим средством борьбы с вольномыслием. Но перед тем как навсегда
уйти, Чацкий в гневе говорит фамусовскому обществу:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет...
Кто же Чацкий — победитель или побежденный? И. А. Гончаров в статье
«Мильон терзаний» говорит:
«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь
смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи...» Драма
Чацкого в том, что он видит трагизм в судьбе общества, но повлиять ни на
что не может.
. А. С. Грибоедов поднял в своей комедии важные вопросы эпохи: вопрос
о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о деятельности
тайных политических обществ, о просвещении, о русской национальной
культуре, о роли разума и прогрессивных идей в общественной жизни, о долге .