Одной из центральных тем в гениальной, на мой взгляд, пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» является тема участи интеллигента в «обществе глупцов». Эта проблема - один из вариантов темы «лишнего человека» - не является открытием в литературе. Грибоедов рассмотрел наиболее конфликтную и противоречивую ее сторону. Он показал не просто драму «лишнего» человека в чуждом ему обществе, но ярко обрисовал положение интеллигента в «обществе глупцов», точно охарактеризовав ситуацию того времени. Автор постепенно и целенаправленно доказывает нам, что в среде, где все друг другу лгут и лицемерят, где отсутствуют яркие личности и где главным смыслом жизни являются лень и чревоугодие, нет места умному и тонко чувствующему человеку.
Уже в самом начале произведения намечается предстоящая «гроза»: герой попадает в атмосферу лжи и притворства, являющуюся для обитателей этого дома вполне естественной. Но Чацкий еще не подозревает о предстоящем испытании: он надеется на радушный прием, который и был ему оказан Фамусовым, однако его радость сразу же омрачается более чем прохладным отношением Софьи.
И все же герой еще надеется на то, что сможет приятно провести здесь время.
Традиции дома Фамусовых непоколебимы: они создавались и поддерживались в течение многих лет, поэтому невозможно изменить в одночасье. Герой не осознает этого: он не верит, что здесь сохранились старые порядки - ведь настало новое время. Скоро он убеждается в обратном и горько замечает: «Дома новы, да предрассудки стары».
В доме Фамусова царят косность и моральная «затхлость», его обитатели не хотят утруждать себя «лишними» знаниями. Они слишком заняты устройством своей карьеры или любовными интрижками, чтобы уделять время изучению нового - им хорошо и в этом обществе. Чацкий нарушил такой размеренный и удобный порядок, а потому его признали сумасшедшим.
Но нет, Чацкий не сумасшедший, он просто обескураживающе естествен, говорит правду, а этого нельзя делать в подобном обществе. Трагедия Чацкого в том, что он не приемлет тех отношений, которые сложились в обществе Фамусова. Он
В первую очередь его мировоззрения и поведения не одобряет сам Фамусов - человек, от хорошего расположения которого зависит дальнейшая жизнь Чацкого, ведь он влюблен в Софью.
Тем не менее это не останавливает героя, он практически сам доводит ситуацию до предела, хотя вполне осознает, к каким последствиям это может привести. Ведь он первый заговорил о своем возможном сумасшествии, когда во время бала пытался выяснить отношение Софьи к нему, а остальные лишь воспользовались его оплошностью, которая помогала им избавиться от нежелательного свидетеля и обличителя их невежества и раболепия.
Беда Чацкого в том, что он не может понять главного: общество, а тем более такое, как это, нельзя переустроить в один миг. Кроме того, он не учитывает, что сложившееся положение вещей их вполне устраивает. Он не хочет признать свое поражение, поэтому его объявляют сумасшедшим: в мире молчалиных и скалозубов не терпят идущих против их «морали», а уж тем более обличающих ее.
Драма интеллигента Чацкого (а он, безусловно, является типичным представителем русской интеллигенции) отчасти состоит и в отсутствии некой «жизненной активности»: он не предпринимает никаких решительных действий, чтобы изменить что-то вокруг себя.
Тем не менее для Грибоедова Чацкий - положительный герой. Проблема Чацкого в том, что в обществе не нужны такие, как он: умные, эмоциональные и, самое главное, не зависящие от мнения окружающих (хотя он и пал их жертвой) люди.
Но главная проблема заключается в том, что у Чацкого практически нет выбора: он должен или все время противостоять обществу, или приспособиться к царящим в нем правилам, которые категорически не признает.
Это вынужденное противостояние героя (на стороне которого правда) всем остальным членам общества и порождает истинную трагедию интеллигента в мире глупцов.