Классицизм (от лат. classicus – образцовый) как стиль европейской литературы 17 — нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных особенностей. Классицизм с его нормативностью должен был представлять жизнь в идеально-прекрасном виде и вести к совершенствованию человеческой натуры. Развернутая эстетическая теория классицизма была создана во Франции Николо Буало в поэме “Поэтическое искусство” (1674 г.)
Теория жанров делила произведения на “высокие” (эпопея, трагедия, ода) и “низкие” (сатира, басня, комедия). Произведения классицизма должны были строго следовать следующим принципам:
—правило трех единств: времени, места и действия;
—гармония и соразмерность частей;
—логическая стройность и лаконизм композиции;
—простота сюжета;
—ясность и четкость языка (стиль и язык должны строго соответствовать выбранному жанру)
Русский классицизм возникший во второй четверти 18 века, под сильным воздействием идей просветительской идеологии, характерной для продолжателей реформ Петра I, в большей степени был направлен на конкретные явления русской действительности, на преобладание национально-исторической тематики над античной.
В начале 19 века в России усилилась борьба за народность и истинность литературы в их неразделенности: освобождение от чужеродных влияний, за обращение к народной героике, “просторечию”, неприкрашенному изображению народного быта.
Возникли споры о назначении комедии, о её разных направлениях:
1. Злободневная, “колкая”, памфлетно-сатирическая комедия, (А.А. Шаховской, М.Н. Загоскин) ставила целью эстетическую полемику и исправление нравов.
2. Светская комедия (А.И. Писарев, Хмельницкий) – свободная от нравоучений, подчинялась поискам изящной, динамичной интриги и непринужденных форм стихотворного диалога, близкого к салонной беседе.
Будучи одним из создателей жанра “светской” комедии, А.С. Грибоедов уже с первых шагов стремился творчески использовать идейно-тематические и жанрово-стилистические особенности обоих типов русской комедиографии.
Комедия (как более свободный “низкий” жанр, призванный отражать современную действительность) легче воспринимала вариативность использования изобразительных средств. Она могла быть сатирической, героической или лирической, а могла и соединять в себе разные типы. И чем талантливей был автор, тем органичней сливались в его произведениях элементы различных типов комедий.
Грибоедов добивался естественного развития действия комедии, живости стиха, выразительных характеристик персонажей (острых, легких и жизненных), а также стремился создать ироничные зарисовки дворянского быта, осваивал стихию просторечия. Все эти напряженные творческие поиски блистательно воплотились в главном произведении Александра Сергеевича Грибоедова – комедии “Горе от ума”.
При создании комедии “Горе от ума” Грибоедов использовал правило трех единств драматургии классицизма:
— единство места действия – дом Фамусова;
— единство времени действия – всё происходит в один день — день приезда Чацкого в Москву;
— единство действия – непрерывность действия концентрируется вокруг Чацкого.Русская комедия предпочитала “частной завязке” (т.е. интриге частной жизни) – “общую завязку”, при которой в действие вовлекалась определенная социальная среда в целом. У Грибоедова комедия, начинаясь, как “частная” история неразделенной любви, постепенно переросла в конфликт представителя независимой мысли (пылкого, нетерпимого, но честного и благородного героя) с окружающей его социальной средой (косной, бездуховной и беспринципной, яростно враждебной любым проявлениям свободной мысли, попыткам обновления норм жизни).
Фамусовская барская Москва олицетворяет узнаваемые законы застойного жизненного уклада (”времен Очакова и покоренья Крыма”), сохраняющие свою силу при всех “превращеньях” правлений, климатов и нравов, и умов”. Конфликт между “либералом” и “ретроградами” предстаёт как проявление борьбы за права и достоинство личности вообще. За обретение этой личностью законного места в современном обществе, за её прочную связь с основами национальной жизни. В комедии зреет сатирический социальный пафос, конфликт взят авторо
Строгая эстетическая дисциплина классицизма не мешала Грибоедову наполнить комедию жизненной правдой и с небывалой свободой использовать новые формы драматической образности. “Я как живу, так и пишу свободно и свободно”. Эта свобода творческого осознания, независимость художественных представлений от условностей и стеснительных правил позволили Грибоедову создать великую комедию.
Комедийное построение легко и органично включило в себя публицистику, сатиру, нравоописание, тонко разработанную любовно-психологическую драму, трагедийные мотивы. Даже самые патетические монологи Чацкого вовлекались в динамику непрерывной смены комических положений, подчиняясь комедийному темпу и ритму. Стихия смешного завладевала высоким героем, не изменяя его природы, сосуществуя с патетикой и сарказмом, любовью и озлоблением, идеологическим пафосом и психологическими тонкостями. Развитие действия комедии подтверждало справедливость обличений Чацкого, но вскрывались не просто отдельные пороки барской или чиновничьей среды, но и ненормальность общества в целом. Когда фарсовая острота “диалога глухих” вместе с комедийными недоразумениями сгустилась до предела, комедия приобрела трагический смысл.
Потому что трагична участь Предтечи, горе Уму в обществе глухих к нему. Слепая беспощадность мгновенно объединившихся сил зла перед опасностью покушения на его главные механизмы (мздоимство, поклонение чинам и богатству, “радение родному человечку”) и незащищенность нарождающихся сил добра – гениальное открытие Грибоедова, составившее смысловую основу великой комедии.
Условные комедийные образы преобразились в типические характеры, отчасти сохранившие связь с традиционными амплуа, но уже вобрали в себя черты живой действительности. Скалозуб, Репетилов, Молчалин – это характерные для комедии имена-маски, но умея выделить в действительности самое существенное и характерное, автор так изобразил своих персонажей, что мы ощущаем стоящие за ними социальные законы, определяющие их психику и поведение.
В “Горе от ума Грибоедов создал целую галерею реалистических художественных типов. Имена персонажей стали нарицательными и сегодня служат обозначением таких явлений, как бюрократизм и чванство (фамусовщина), подхалимство и подлость (молчалинство), дешевое либеральное пустословие (репетиловщина), и т. д.
Речь персонажей не расходится с их психологической характеристикой, принимая соответствующий колорит. Житейское правдоподобие и критерий поэтической правды выступают в полном согласии друг с другом.
Синтетичность драматургической поэтики Грибоедова особенно ярко проявилось в языке комедии. Разностопный ямб “Горя от ума” сравнялся в гибкости с разговорной речью; стихотворные монологи, диалоги, реплики стали передавать интонации персонажей, оттенки их психологии и особенности поведения. А традиционная афористическая отточенность сценической речи у Грибоедова зиждется на новой основе, — он привлёк ресурсы меткости и краткости народного слова, сблизив его с законами построения пословиц и породив множество новых пословиц и поговорок.
“Счастливые часов не наблюдают”,
“Ах! злые языки страшнее пистолета”,
“Всё врут календари”,
“Служить бы рад, прислуживаться тошно”,
“Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок”,
“Блажен, кто верует, тепло тому на свете!”
В примерах недостатка нет, ещё Пушкин предсказал, что половина стихов “Горе от ума” войдёт в пословицы. Грибоедов осуществил двусторонний процесс взаимосвязи и взаимообогащения живого разговорного языка народа и языка литературного.
Подводя итоги, нам хотелось бы отметить парадоксы комедии Грибоедова “Горе от ума”.
1. По определению Пушкина Грибоедов в своем произведении обнажил и вынес на суд проблемы и болезни нашего общества, воплощая тем самым принцип “высокой комедии”, которая “не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, и… близко подходит к трагедии”.
По теории жанров классицизма Грибоедов работает в низком жанре, а в результате создаёт по общему признанию высокую комедию.
2.В рамках классицизма свободный дух автора комедии позволил ему на основе всеохватного органического синтеза традиций и новаторства совершить мощный “скачок” породивший новое эстетическое качество – художественный реализм.