Художественное совершенство пьесы А. С. Грибоедова было понятно не сразу. Пушкин назвал ее «бурей в стакане воды», а к Шацкому отнесся критично. Но особых споров комедия не вызвала и была воспринята всеми правильно. Те, кто разделял взгляды Грибоедова, поняли его точку зрения и поддержали ее, те, против кого комедия была направлена, тоже поняли это и, конечно, заняли оборонительную позицию. Все было ясно: в комедии столкнулись две противоположные группы общества, взаимопонимание между которыми невозможно. А если так, то читатель может рассчитывать на возможные столкновения, споры, словесные дуэли. Ее смешно ли послушать, как ссорятся люди? Надо знать, что такое русский ум. А если этот ум начнет смеяться, рассыпая направо и налево острый и едкий сарказм, то пощады не будет никому. Да, это комедия! Тонкая, изящная, умная и страстная.
А разве не смешной Чацкий? Он здравомыслящий человек. Спрашивается, зачем он своими непрестанными любовными объяснениями надоедает Софии, хотя она сразу отказала ему? Почему он не желает замечать ее холодности, а требует, чтобы она открыла свои сердечные тайны? Какая же девушка будет исповедоваться перед человеком, которого три года не видела и который, к тому же, смеется над ее избранником? Разговоры Чацкого, действительно, отличаются остроумием. Но сначала Шацкому и дела не было до Фамусова, он не желал ни с кем спорить или ссориться. Единственная, ради кого он приехал в Москву, - это София. Но она холодна, а холодность очень мучает Чацкого. С Фамусовым говорить ему скучно, и он готов прекратить с ним спор. Но Фамусова уже не унять, он начинает поучать Чацкого, для него образец поведения - раболепие: «Смотрели бы, как делали отцы. Учились бы, на старших глядя!», - говорит Фамусов. Чацкий все еще не хочет продолжать спор, он готов уйти в себя.
Но Фамусов сыплет соль на рану - неожиданно намекает на распространенный слух о сватовстве Скалозуба. И это будит Чацкого. Раздражение нарастает все больше и больше и, наконец, разрешается резким монологом. И вот - комедия - слово за словом, монолог за монологом, глядишь, и уже идет борьба не на жизнь, а насмерть. Конечно, если с такой точки зрения рассматривать пьесу, то даже в фигуре, даже в халате или прическе Фамусова можно найти смешное. Фамусов - известный человек в Москве. Он лидер в обществе знатных и обеспеченных людей. А если Фамусов лидер смешной, то почему бы не быть смешными прочим, не лидерам? Это не просто пьеса, а комедия, теперь во всех изданиях «Горя от ума» так и пишут: «Комедия в четырех действиях, в стихах».
Но попробуем рассмотреть пьесу с другой точки зрения. Здесь не только личная драма, драма неудачной любви героя. В Шацком воплотились черты передового человека того времени. Пусть он не заботится о том, много ли людей поверят ему и поддержат, зато он убежден в искренности своих слов и поэтому сломить его не в силах ничто. Пусть он похож на лишнего человека, одинокого протестанта, мечтателя, зато его убеждения сильны. Выразив их горячо и страстно, Чацкий наносит страшный удар фамусовскому обществу. Он знает, за что воюет. Он требует места для свободы не только себе, но и своему веку. Его идеал - это свобода. И не просто свобода, а свобода от всех цепей рабства, шутовства и низкопоклонства. Он - обличитель лжи. Шацкий не понятен и почти одинок - в этом трагедия самого Чацкого
Конечно исполнители роли Чацкого на сцене, уже со школьной самодеятельности, подражая глупой театральные традиции, сверкают глазами и картинно заворачиваются в плащи, требуя карету.
Этот же Чацкий необычный (роль его исполняет Сергей Юрский). Поединок добра и зла идет на равных. Человеческое очарование Чацкого: душевная открытость, доверчивость, способность полностью отдаваться своим чувствам. И рядом с этим человеком - зло. Обыденное и живучее. Нищета духа и умение удобнее устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему свежему и необычному. Постепенно приходит мысль, что с этим злом надо бороться его же средствами. Куда Чацкому со своей простотой и доверчивостью! Ведь Фамусовы, Молчалины и Скалозубы живут и сегодня. Если бы их не осталось вовсе, не было бы никакого смысла ставить пьесу Грибоедова. Театр им. Горького наполнил пьесу великолепной воинствующей битвой за душу человека. Разум, человечность, прямота - вот оружие, единственно достойное настоящего человека. Умом в спектакле отличается не только Чацкий. И Фамусова не дурак, и Софья совсем не глупа, а Молчалин так и вовсе очень умный. Но человек во всей своей красе и благородстве - только Чацкий. Низкий поступок Софии стал явным. Последняя надежда исчезла.
Чацкий теряет сознание. Он падает навзничь, опрокинув канделябры. Потом встает, сутулясь, через силу. В спине чувствуется усталость. Медленно поворачивается. Лицо закрыто длинными, едва вздрогнувшими пальцами. Руки постепенно открывают лоб, глаза, лицо постаревшее и поблекшее… Он говорит тихо и вроде спокойно. Каждая строка монолога, кажется, придает ему силы. Это монолог-размышление, монолог-откровение. Это - взросление… Он понял, что перед ним - его враги по духу. И ничто их не может помирить: ни воспоминания детства, ни чувство прежней дружбы. Нет. Чацкий не клеймит этих людей и не проклинает их - он до конца их понимает. Монолог его спокоен, как может быть спокойной речь человека, который чувствует свою правоту и силу:
* - Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок… Ни крика, ни экспрессии в проявления своих чувств;
* - Карету мне, - вполголоса обращается Шацкий к стоящему рядом лакею.
* Лакей не понимает.
* - Карета, - еще раз повторяет Шацкий.
* Устало, немного сутулясь, уходит Шацкий со сцены, уходит от этих людей, чтобы никогда больше не обмануться их мнимым родством и мнимым участием.