В первой четверти XIX в. в литературе классицизм уже практически отмирал, но правило триединства в «Горе от ума» соблюдено. Размышляя об этих принципах, автор писал: «Да зачем они вклеили свои дарования в узенькую рамочку трех единств? И не дали волю своему воображению расходиться по широкому полю?» Грибоедов стремился сделать свою пьесу динамичной, видимо, он этого добился, так как комедия ставится в театрах и сегодня. А по законам классицизма действие должно ограничиваться во времени и пространстве. Мы видим, что действие комедии совершается в двадцать четыре часа в доме Фамусова. Однако хронотоп произведения значительно расширяет наше понятие о России того времени.
Хронотоп комедии охватывает значительный промежуток времени, охватывая «век нынешний и век минувший», и уходит в своем пространстве далеко за пределы фамусовского дома. Из «века минувшего» вырастает образ Максима Петровича, являющегося идеалом для Фамусова: «не то на серебре — на золоте едал», подыгрывающего знатным, втаптывающего в грязь свое человеческого достоинство, изобретательно пользующегося слабыми сторонами своих властителей. «Век нынешний» имеет строго хронологические границы. События, о которых упоминают в пьесе действующие лица, совершились недавно и всем известны: это нападки на ланкастерское обучение, сообщение о Комитете 1817 г., обвинения профессоров Галича и Арсеньева. Об этом говорят Чацкий, старуха Хлестова, княгиня Туго- уховская. Все эти сведения говорят об отражении в произведении споров и обсуждений злободневных вопросов в дворянском обществе накануне восстания декабристов. Деление общества на два антагонистических класса уже выявлено: большинство дворян, опасаясь за собственное благополучие, настроены против вольнодумцев, которых стало появляться все больше и больше.
В комедии описываются как отдельные районы Москвы (Кузнецкий мост, Английский клуб, Архивы), отдельные дома, например дом Прасковьи Федоровны, куда Фамусов «во вторник зван на форели», дом общего знакомого, любившего «театр-маскарад», дом тетушки Софьи, дом Татьяны ЮрьевнЫ; так и города: Тверь, где «коптел бы» Молчалин, «будь не Фамусов», Москва, Петербург, Саратов, куда отец собирается отослать Софью. Упоминается также Покровск, в который «час битый ехала» старуха Хлестова, и даже Камчатка, куда был сослан «голова» Английского клуба.
Наряду с ними упоминаются места, где побывал Чацкий, город Бордо во Франции, турецкий город, где арапов, «как зверей, приводят напоказ», и «целый свет», который упоминается неоднократно.
Иная часть хронотопа захватывает промежуток от времен Екатерины II. О временах Екатерины II мы узнаем из рассказа Фамусова о дяде Максиме Петровиче. Мы знаем из диалогов героев о детстве Софьи и Чацкого, трех годах его путешествий, сорока пяти часах его дороги в Москву, тринадцатом годе, когда отличились Скалозуб и его брат, «прошлом годе», когда были н
Требование единства места у Грибоедова соблюдено: все события происходят в доме Фамусова. Надо понять, что автор не противоречит принципам классицизма. Это был дом богатого, одного из самых известных в Москве дворянина. Именно здесь и состоялась встреча Чацкого с той Москвой, которую он покинул три года назад.
А в сцене с Горичем соблюдено второе требование сценических произведений — единство времени. Именно в этом единстве сопоставлены события трехлетней давности и настоящего. Без обращения или воспоминания о событиях прошедших нельзя понять настоящего.
Итак, за двадцать четыре часа в доме Фамусова мы узнаем обо всей России, обо всем на свете, о двух веках: «нынешнем и минувшем». Но зачем же Грибоедову такой обширный хронотоп?
На мой взгляд, А. С. Грибоедов хочет показать во всех красках целый свет и две эпохи. Он хочет показать Москву, ее отвратительные нравы, ее невежество, обращая внимание читателя на то, что не одна Москва такая: таковы и Петербург, и вся Россия. Сам Чацкий говорит, что образованных людей, с «пятью-шестью здравыми мыслями» в голове очень мало. А. С. Грибоедов делает лишь дорогу Чацкого живой и разнообразной; там, где он останавливается, «пусто и мертво».
Мы также видим, что осталось великое множество пережитков «века минувшего», которые никак не уживаются с понятиями и взглядами «века нынешнего». Невежество этих пережитков и высмеивает, пытается уничтожить своим произведением А. С. Грибоедов. А образ «нового человека», постепенно распространяющийся в России, автор воплощает в Чацком. Его герой опять уезжает «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Остальное каждый может домыслить сам, принимая во внимание характер героя.