Грибоедов был автором нескольких произведений, но только одна комедия «Горе от ума» принесла ему знаменитость. Эта пьеса была написана в начале XIX века, когда в России зарождались первые тайные политические организации. Передовые люди России, осознав несправедливость положения русского народа, начали объединяться в тайные революционные организации. Эти люди понимали, что русский народ, победивший в войне 1812 года, не заслуживает такого жалкого существования. Назревает конфликт между прогрессивным дворянством и помещиками-крепостниками, борьба «века нынешнего» с «веком минувшим». И комедия Грибоедова имеет такое большое значение потому, что она была написана именно в это время и отражает глобальные проблемы современности.
На мой взгляд, комедия очень интересна своим композиционным своеобразием. Пьеса имеет любовную линию и общественно-политическую, и эти две линии сложно переплетаются между собой, развивал идейный замысел. Завязка сюжета пьесы имеет любовный характер, так как главный герой, Чацкий, приезжает в Москву из-за своей любимой девушки, Софьи. В доме Фамусова в первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа и так ослеплен красотой Софьи, что даже не замечает ее холодности и отчуждения. Чацкий весело беседует с Софьей, рисует меткие язвительные карикатуры на их общих знакомых, большинство из которых приходятся родственниками Софьи. Девушка с трудом скрывает свое раздражение. Но когда Чацкий, перебрав всех общих знакомых, случайно заводит разговор о Молчалине и нелестно отзывается о нем, Софья не выдерживает и бросает в сторону: «Не человек, змея!» Это была последняя капля, переполнившая чашу терпения девушки. Заметив же холодность Софьи, раздосадованный Чацкий стремится узнать, кого же на самом деле любит Софья. Он вступает в беседу с Фамусовым, во время которой между ними возникает спор на идеологической основе. Собственно здесь и происходит завязка общественно-политического конфликта. Чацкий, передовой человек того времени, стоит на позиции прогрессивного дворянства. Его идеалы отличны от идеалов фамусовского общества, где царят низкопоклонство, косность, ложь и лицемерие, где о человеке судят не по его достоинствам, а по его богатству и чину. Чацкому же все это чуждо, для него главное в жизни — приносить пользу России, служить родине. Идеалом же фамусовского общества является Максим Петрович, который низкопоклонством и лестью добился степеней известных и ради этого мог «отважно жертвовать замыслом». Этим же идеалам следует и Молчалин, который поставил себе целью добиться повышения в чине и ради этого идет на подлость, притворяясь влюбленным в Софью. Чацкий же эти идеалы не приемлет, на этой почве и возникает общественно-политический конфликт. Одновременно Чацкий продолжает выяснять, кому же отдала сердце Софья. Здесь есть два претендента: Скалозуб либо Молчалин. Но Чацкий даже не может допустить мысли о том, что Софья любит Молчалина. Чацкий считает этого челов
которой стала Софья. Здесь Молчалин признается в. любви Лизоньке и раскрывает ей свой коварный план. Софья обманута, ей достался свой «мильон терзаний», тем более что невольным свидетелем этой сцены также был и Чацкий. Любовный конфликт и общественно-политический разрешаются одновременно. Любовная линия заканчивается отвержением Чацкого, а общественно-политическая — его отъездом из Москвы: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок». Чацкий уезжает из Москвы. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей», — скажет о нем Белинский. Неудивительно, если Чацкий окажется в 1825 году на Сенатской площади, такое тоже можно предположить.