Значительный интерес представляет произведение «На поле Куликовом» (небольшой цикл из пяти стихотворений, включенный в отдел «Родина»). Мы найдем здесь и изображение русской природы, и воспоминания о героическом прошлом России, и предчувствие грядущих перемен. Затронут в стихотворении и острый вопрос, особенно мучивший Блока в то время,- это вопрос о взаимоотношениях народа и интеллигенции. Ожидание важных событий, которые должны изменить судьбу России, Блок связывал с воспоминаниями , о Мамаевом побоище. Он считал, что Куликовская битва принадлежит к «символическим событиям русской истории», которым «суждено возвращение».
Освобождение русского народа от иноземного ига, большие перемены в жизни России, защита европейской цивилизации - таково значение Куликовской битвы. Блок использовал символику Куликовской битвы в своих раздумьях о современном положении России и о ее будущем. Приближающуюся революцию он сближал с освобождением от «татарского ига» царизма. Вторым планом цикла «На поле Куликовом» является проблема народа и интеллигенции. Блок уподобляет стан Дмитрия Донского «десяткам миллионов народа», а орда Мамая - это «несколько сот тысяч» интеллигенции, которая не умеет найти пути к народу. В непродолжительной тишине появляются зловещие признаки скорого столкновения двух этих станов. (См. статью «Народ и интеллигенция», 5, 323).
Кровная связь поэта с родной страной раскрывается убедительно в стихотворении «Россия»! Когда-то Гоголь (а к его образам Блок обращался очень часто) сравнивал Русь с бойкой, необгонимой тройкой, постоянно мчащейся вперед. Нам уже встречался образ Руси «с мутным взором колдуна» («Русь», 1906). Исследователи творчества Блока вполне обоснованно утверждают, что образ колдуна в этом и в других произведениях Блока появился под непосредственным влиянием повести Н. В. Гоголя «Страшная месть» (колдун усыпил и погубил пани Катерину). Злые силы, заколдовавшие Россию, воплощает хищный коршун, который кружит над сонной страной («Коршун», 1916). Образ безжалостного хищника трансформируется и конкретизируется в поэме «Возмездие». Волшебник, колдун с совиными крылами - это обер-прокурор Синода Победоносцев, вдохновитель реакционной политики, сыгравший столь губительную роль в жизни России.
* В те годы дальние, глухие,
* В сердцах царили сон и мгла:
* Победоносцев над Россией
* Простер совиные крыла,
* И не было ни дня, ни ночи,
* А только - тень огромных крыл;
* Он дивным кругом очертил
* Россию, заглянув ей в очи
* Стеклянным взором колдуна…
Вернемся к поставленному раньше вопросу: «Какой же будет судьба России? Победит ли ее чародей?» Дэлок с уверенностью утверждает: «Не пропадешь, не сгинешь ты». Какой бы чародей ни пытался погубить Россию, ему это не удастся. Прибавится еще одна забота, прибавится еще одна слеза, но Россия останется все такой же («А ты всё та же…»). Поэт верит в жизненные силы своей страны. Блок пишет далее: «И кре
* И невозможное возможно,
* Дорога долгая легка,
* Когда блеснет в дали дорожной
* Мгновенный взор из-под платка,
* Когда звенит тоской острожной
* Глухая песня ямщика!
Поэт чувствует прилив сил, энергии, желание трудиться (идти своей дорогой). Родная сторона исцеляет его душу своим «врачующим простором». Связь с родной страной и своим народом делает «и невозможное возможным»-, облегчает тяжелый жизненный путь. Нищая, многострадальная Россия постоянно вызывала у Блока щемящее чувство тоски и боли. Вместе с тем у него было предчувствие каких-го неизбежных перемен. Поэт видел скрытые, дремлющие силы России и верил, что она будет двигаться вперед, как гоголевская необгонимая тройки. В первой публикации стихотворения «Россия» (журнал «Новое слово») были следующие строфы:
* Твои болотистые топи
* Обманчивы, как ты сама:
* Там угля каменного копи,
* Там драгоценных камней тьма!
* Сулишь ты горы золотые,
* Ты дразнишь дивным мраком недр,
* Россия, нищая Россия,
* Обетованный край твой щедр!
Эта часть стихотворения с измененной последней строчкой появилась в записной книжке Блока еще в 1908 году. Скрытые под обманчивыми болотными топями драгоценные богатства России были для Блока символом могучих духовных сил русского народа, подавленного и «усыпленного». Мысли о движении России по пути прогресса нашли отражение в стихотворении «Новая Америка». Здесь, как и в написанных раньше стихотворениях, Россия предстает как «роковая, родная страна» с ее страшными просторами, бесконечной ширью, дикой метелицей, пустырями и гнущимися под ветром кустами. Есть также и обращение к историческому прошлому - упоминание о варягах и половцах, о татарах и турках. Как и прежде, Россия для Блока - это невеста, «под московским платочком цветным» (ср. раньше «плат узорный», «в цветном платке» и др.), поэт видит ее «запылавшие щеки». Неоднократно воспетые Блоком приметы старой России: нищей, дикой, богомольной - воспринимаются в «Новой Америке» как тот туман, который заслоняет от нас едва просвечивающий новый лик страны («Праздник радостный, праздник великий, да звезда из-за туч не видна»). И сквозь то убогое, богомольное, что считалось исконно русским, поэт сумел увидеть «запылавшие щеки» красавицы-невесты и расслышать «шепотливые тихие речи». Блок мечтает о развитии промышленности России, об использовании богатых земных недр:
* А уж там, за рекой полноводной,
* Где пригнулись к реке ковыли,
* Тянет гарью горючей, свободной,
* Слышны гуды в далекой дали…
* Нет, не вьются там по ветру чубы,
* Не пестреют в степях бунчуки…