Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: “На поле Куликовом”. Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 году Блок писал: “Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди”. Значение Куликовской битвы (восьмое сентября 1380 года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России. Мне хотелось бы проанализировать первое стихотворение цикла “На поле Куликовом”:
* Река раскинулась.
* Течет, грустит лениво,
* И моет берега.
* Над скудной глиной же того обрыва
* В степи грустят стога.
* О Русь моя! Жена моя! До боли
* Нам ясен долгий путь!
* Наш путь стрелой татарской древней воли
* Пронзил нам грудь.
* Наш путь степной, наш путь - в тоске безбрежной.
* В твоей тоске, о, Русь!
* И даже мглы - ночной и зарубежной -
* Я не боюсь.
* Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
* Степную даль.
* В степном дыму блеснет святое знамя
* И ханской сабли сталь…
* И вечный бой! Покой нам только снится
* Сквозь кровь и пыль…
* Летит, летит степная кобылица
* И мнет ковыль…
* И нет конца! Мелькают версты, кручи…
* Останови!
* Идут, идут испуганные тучи,
* Закат в крови!
* Закат в крови! Из сердца кровь струится;
* Плачь, сердце, плачь…
* Покоя нет! Степная кобылица
* Несется вскачь!
Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены
Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову “жена” символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены. И, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: “Плачь, сердце, плачь…” В стихотворении А.Блок употребляет авторское “мы”, размышляя о судьбах людей своего поколения.
Они представляются ему трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: “Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами”.).
Нарастают восклицательные интонации - это реализовано и на уровне синтаксическом: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взволнованна. Это ощущение создается и стиховым строем текста. Произведение написано разностопным ямбом, что придает ему особую динамичность и стремительность, передавая безудержный и страшный порыв, вечный бой, трагическое приближение к гибели.
Стихотворение А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.