Роман «Собор Парижской Богоматери» есть чрезвычайно захватывающим и завершенным произведением и, наверное, вершиной творчества писателя. Роман можно просто читать как интересное художественное произведение, но если анализировать и рассматривать его детальнее, можно найти в нем множество философских вопросов, этических и моральный проблем. Самое название литературного произведения уже дает нам возможность сказать многое о его проблематике и теме, даже приблизительно определить главных героев. Я знаю много романов и повестей, которые называются именем главного героя. Это определенная закономерность в литературном процессе. Конечно, главными героями этого романа есть Эсмеральда, Квазимодо и Клод Фролло, но так же главным образом, по моему мнению, есть величественный собор. Что означает собор в жизни народа и в художественной литературе? Это символ. Это не просто сооружение, которое имеет четкое назначение.
Это символ наций, символ города, символ религии и направления в искусстве, а иногда - символ целой эпохи. А, прежде всего - символ души, величия человеческого духа, народной морали и мудрости. Именно таким возникает и Собор Парижской Богоматери в одноименном романе Гюго. Все события романа происходят вокруг собора - центра жизни героев. Это величественное сооружение, которое имеет чрезвычайную, индивидуальную душу, которая будто живое своей жизням. Я видел этот собор на фотокарточках и картинах, и он очень поразил меня. Тематика романа чрезвычайно разнообразная. Автор рассказывает о Париже, прибегает к описаниям исторических событий, общественного порядка эпохи, рассказывает о жизни героев. Квазимодо - извне безобразный человек - глухой, хромой, маленький на рост, но он олицетворяет человеческие ценности: честность, чистоту, преданность. Клод Фролло воспиталКвазимодо, но Фролло всю свою жизнь относился к юноше очень пренебрежительно, грубо. Клод Фролло - священник, но он отнюдь не является образом любви к народу, честности и сдержанности. Эсмеральда - красивая молодая девушка, в которую влюбляются и Квазимодо, и Клод Фролло. Именно это чувство и становится основой конфликта в произведении, через него читатель видит настоящую сущность героев, их моральные качества.
Гюго подчеркивает, что внешняя красота не может обеспечить человеку моральных добродетелей. Автор, обращаясь к теме любви, доказывает нам, что даже безобразный извне Квазимодо им
Тема любви - одна из главных тем романа «Собор Парижской Богоматери». Это произведение романтического характера, а значит, сутью взаимоотношений между героями является любовь или ненависть. Любовь - это высочайшее проявление чувств человека к миру во всех его проявлениях. Поэтому она требует от человека напряжения сил, которые дремлют в ней. Временами человек и сам не может разобраться, какое чувство притягивает ее к другому. Клод Фролло считает, что самая любовь не дает ему жить, исполнять свои обязанности, думать о Боге. И или в самом деле любовь ощущал священник? Оно разрушало его душу, пробуждало наиболее плохие мысли, разжигало страсть. Он жаловался: «О! Какое отречение всех добродетелей! Какое безнадежное неуважение себя! Ученый - я смеюсь над наукой; дворянин - я укрываю позором свое имя; священнослужитель - я превращаю требник в подушку для похотливых мечтаний; я плюю у лицо своему Богу!» Его мысли - это мысли человека эгоистической, не способной в самом деле любить. Так как любить - означает быть готовым отречься и своего счастья ради любимого.
А извне химерический нехороший Квазимодо оказывается способным на любовь именно потому, что оно пробудило в нем наилучшие думы, исполнило душу теплом и желанием делать добро. Он готов сделать для Эсмеральды все, лишь бы только она чувствовала счастливой. Пусть и не с ним, но пусть ей будет хорошо. Это и есть настоящая любовь, которой идет из глубины души. Оно не предаст, так как оно - органическая часть самого естества Квазимодо, который знал в жизни так имело радости. Вот почему его любовь так трогает читателя. Вот почему оно пробуждает наилучшие наши чувства.