В 1831 году Гюго написал выдающееся произведение «Собор Парижской Богоматери». Задачей писателя-патриота было создать величественный эпос, посвященный национальной культуре французского народа. Поэтому так много места автор предоставляет описанию памятников средневекового искусства и, прежде всего, Собора Парижской Богоматери, возле которого разгораются события романа. Сюжет романа, как и описание отдельных образов, глубоко романтические. Рассказ разворачивается динамично и драматически. Гюго использует гиперболу и эмфазу в эпизодах встречи сумасшедшей жилицы Крысиной норы с утерянной дочерью возле подножия виселицы, на которой и должна погибнуть; в эпизоде смерти Фролло, которого скинул звонарь с высоты Собора; в эпизоде, где описан скелет Эсмеральды, найденный в объятиях второго скелета с кривым спинным позвоночником в склепе Монфокона.
В основе сюжета мотивы, которые подчеркивают романтический характер произведения: это чистая любовь безобразного звонаря Квазимодо к прекрасной уличной танцо
Финал романа не содержит, по мнению Гюго, пессимистической интонации. Мир для Гюго - арена для борьбы двух начал - добра и зла, борьбы, которая толкает зло на окончательное поражение.