Данте Алигьери был сыном своего времени, и потому в его произведениях отразились моральные убеждения человека средневековья. Так вот, изображая девять кругов «Ада», он помещает туда тех, кто, по его мнению, провинился перед Богом, людьми, собой. В одном из таких кругов поэт показывает грешников, которые увлекались чувствительной любовью.
Автор эмоционально убедительно изображает саму атмосферу, где, кажется, трепещет сам воздух. Здесь нет света, и слышится плач. Сюда вмешивает поэт Семирамиду, Клеопатру, Елену, Ахиллеса и других. Но среди них больше всего поразила Данте история Паоло и Франчески да Римини. Казалось бы, о чем здесь говорить, когда Франческа и Паоло виновны в прелюбодеянии.
И поэт видит здесь не только и не столько вину молодых влюбленных, но и лживость морали общества. Разве справедливо было связывать семейными узами юную Франческу с нехорошим, хромым Джанчотто из города Римини, из-за того что, так хотели родственники? Девушка была отдана замуж против воли и благосклонности сердца. Но у нее одна жизнь, в которой она лишь хотела быть пусть немного, но счастливой.
О чистом и красиво
Как в пламени жадности голуби
В родные гнезда между зеленых крон
Летят на крыльях общей судьбы, —
Они вдвоем из окружения Дизони.
Изображая историю двух влюбленных, Данте выступает с позиции гуманизма: надолго опередив свое время, он провозглашает право человека быть счастливым.