«Божественная комедия» — главное произведение Данте, принесшее ему бессмертие. Данте назвал свою поэму «комедией», потому что скорбная вначале (изображение ада), она заканчивается радостным финалом (картины рая).
Во времена, когда жил Данте, в Италии шли войны. Хотя Данте и был верующим человеком, но он во время этих войн все-таки утратил веру в доброту, благородство. Этому способствовало и его изгнание из родного города Флоренции, и то, что жена и дети не последовали за ним. Скитаясь по Италии, он пишет различные трактаты. Но в 1307 году Данте пишет свой главный труд — «Божественную комедию».
В ней три части: Ад, Чистилище и Рай. Центральным героем становится сам автор. Он путешествует по сферам загробного мира. Римский поэт Вергилий (Данте считал его первым своим учителем в литературе) — символ разума, проводник Данте по кругам Ада и Чистилища. Странствуя по Аду, где томятся изменники, грешники, убийцы и прочая нечисть, поэт не избегает общения с грешниками, сочувствуя многим из них. Важную роль в изображении потустороннего мира играют образы и сравнения, взятые из повседневной жизни: друзья и враги Данте по политической борьбе, мифологические герои, исторические деятели.
Во вступлении Данте показывает растерянность человека, заблудившегося в бездорожьи леса: растерянность ведет к слабости, создает опасность быть завоеванным пророками, которые, как звери (пантера, тощая волчица, лев), преследуют одинокого. Человека спасают опора на искусство (появление Вергилия) и любовь (появление Беатриче). При этом Данте трезво осознает, что высо
Простота и наивная торжественность речи, суровость и нежность для Данте были не только поэтической музыкой поэмы, но и выражением ее смысла. Жестокость жизни и низость пороков, втягивающих человека в круги Ада, не заставляют Данте отказываться от веры в человека, в теплоту его сердца, в способность к состраданию. Идея единства людей, их взаимной любви — основа поэмы. В «Божественной комедии» Данте как бы призывает Италию, а именно тех, кто в ней живет, объединиться. Он по-прежнему верит, что человек способен исправиться. Поэтому он идет из Ада, где люди низки и подлы, к Раю, где все обитатели этой сферы чисты и там господствует доброта, любовь.
Спасти Италию от низких и подлых людей может только ее объединение. А если люди во что-нибудь верят, то это обязательно сбудется (в те времена люди верили, что Италия станет единой страной). Поэтому вера — это путь к спасению, то есть к выходу из затруднительной или критической ситуации. И поэтому эта вера «заставляет» людей жить среди всего плохого, но надеяться на лучшее.