Стихотворение "В ресторане" написано поэтом почти ровно на 4 года позже "Незнакомки". Эти два произведения Блока интересно рассмотреть в сравнительном анализе, потому как очевидна эволюция женского образа. При этом обстановка, которая описывается и в которой происходит действие, в том и другом стихотворении очень похожа.
Но изменилось восприятие лирическим героем этой обстановки, его мироощущение. Рассмотрим сначала обстоятельства и общую атмосферу, которые сопровождают то или иное стихотворение. И в том, и в другом произведении действие происходит в привычной для Блока обстановке шумных ресторанов, выпивки и развлечений. Можно увидеть общие детали, например в звукописи: в "Незнакомке" раздаётся "женский визг", а во втором стихотворении "цыганка плясала и визжала заре о любви". Сходства можно увидеть и в цветописи: и там, и там доминируют цвета, в произведениях Блока всегда символизирующие безумие и тлетворность - жёлтый, оттенки серого, чёрный. Например, в "Незнокомке" "золотится крендель булочной" и "переулочная пыль", а в "В ресторане" чёрная роза в "бокале золотого, как нёбо, аи" и "жёлтая заря". Но всё-таки, мне кажется, восприятие л
Из отношения автора следует и различие между женскими образами в этих стихотворениях. В "Незнакомке" образ Прекрасной Дамы резко контрастирует с тлетворной обстановкой вокруг, с этими отвратительными "пьяницами с глазами кроликов", к числу которых невольно можно отнести и самого лирического героя. Но в стихотворении "В ресторане" женский образ, шумная и динамичная атмосфера ресторана будто бы сочетаются и даже дополняют друг друга. Лицо Дамы в "Незнакомке" закрыто тёмной вуалью, в то время как во втором стихотворении героиня из глуби зеркал дерзкие "взоры бросала". Незнакомка была "всегда без спутников, одна", её образ плавный и эфемерный, а героиня "В ресторане" резко и надменно обращается к своему кавалеру: "И этот влюблён". Мы видим, что образ лирической героини в последнем стихотворении значительно приблизился к реальности, в то время как в "Незнакомке" Прекрасная Дама была скорее видением, недостижимой и непостижимой мечтой, гораздо более далёкой от лирического героя.