Тема воспитания есть одной из ведущих тем английской литературы. И в творчестве Диккенса она одна из главных, так вот не случайно, что в романе «Домби и сын» тема воспитания так или иначе проявляется в каждой сюжетной линии. Воспитание ребенка начинается в семье. Роман начинает будто идиллической мечтательно: отец любуется новорожденным сыном и благодарит жену за это счастье. Старшая дочь Флоренс прислонилась к матери. И не миром и покоем веет от ее картины, так как нет в ней любви. Для отца рождение сына очень напоминает коммерческое соглашение - теперь есть кому продолжать его дело. Автор иронически делает замечание, что и сама «Земля была создана для Домби и Сына, чтобы они могли нести на ней торговые дел. Девочка же для этого не годилась, поэтому и не лепилось ей ни крошки родительской любви, Флоренс молча и покорно терпела эту нелюбовь отца и не только не ревновала брата, а и искренне его любила.
Выдающийся художник, мастер детали, Диккенс изображает символическую картину в начале года: дитя лежит в колыбели под самым камином, чтобы не озябло. Да, Поль Домби мог замерзнуть в этом холодном доме, где не было любви. А он так хотел любить этот мир, и чтобы его непременно все люб
Сердце его было открыто добру и любви, даже разбойники не смели обижать этого хрупкого мальчика. И его убила самая бездушная система. Диккенс показывает ошибочность современной ему системы воспитания как неоправданные суровой и лишенной любви, без которой воспитание невозможно. Об этом свидетельствует другая сюжетная линия. Очень показательным есть пример воспитания Эдит Грейнджер, которую купил себе за вторую жену отец Поля. Именно так. Купил в ее матери, которая сделала собственную дочь удобным товаром, исказив душу девушки.
По-разному составляется судьба героев романа, тем не менее симпатии Диккенса на стороне тех, кто, не владея сложными педагогическими методиками, умеет воспитывать по законам любви и умеет любить сам.