Роман «Домби и сын» удостоверил творческую зрелость Чарльза Диккенса. В этом произвежении широко отображенное английское общество того времени. Что же за ценности жили в том обществе? И про это можно судить из описания жизни главного героя - мистера Домби. Для него единой целью существования и единым смыслом жизни является авторитет его торгового дома. Коммерческие интересы настолько захватили мистера и, что не оставили место для нормальных человеческих чувств. Кажется, он всех готов оценивать как удачное или неудачное приобретения. Так он относился к жене, спрашивая у себя, или ему жаль ее, матери своих детей. Ответ был ужасным за своей циничностью. Деньги стали единой ценностью в жизни мистера Домби, и эту истину он намерен передать сыну. Однако Поль с детской непосредственностью отыскивает точное возражение, спрашивая, почему деньги не спасли мамы. Да и это «сразило холодного черствого господина Домби. Деньги для него значат много, так как дают возможность купить все: уважение в обществе, фирмы, даже другую жену и он покупает в ее матери своему сыну.
Эдит понимает это, хотя и соглашается на него, так как это единый способ освободиться от матери. А мать ее не лучше за мистера Домби, так как сделала дочь удобным товаром, за который можно получить немало денег. Кажется, ситуации, обрисованные в романе, настолько безнадежные, что довольно и надеяться от героев на другие действия. На первый взгляд, деньги так надежно защищают их от неурядиц, что они не ощутят себя несчастными, одинокими, бедными. Однако все меняется, когда мистер Домби з
Роман начинает будто идиллической картиною: отец любуется новорожденным сыном и благодарит жену за это счастье. Дочь Флоренс прислонилась к матери. И не миром и покоем веет от этой сцены, так как нет в ней любви. Для отца рождения сына очень напоминает удачное соглашение - теперь есть ком продолжать его дело. Автор иронически пишет, что и сама «Земля была создана для Домби и Сына, чтобы они могли вести в ней торговые дела». Девочка же для этого не годилась, поэтому ей не досталось родительской любви. Флоренс молча и покорно терпела отца и не только не ревновала брата, но и искренне его любила. Выдающийся художник, мастер детали, Диккенс изображает символическую картину: дитя лежит в колыбели под самым камином, чтобы это не озябло. Так, Поль мог замерзнуть в этом холодном дому, где не было любви. А он так хотел, любить весь мир, и чтобы его, непременно все любили.
И так вот в романе «Домби и сын» Диккенс, анализируя проблемы морали в, доказывает, что главные ценности этого мира - это не деньги, а любовь, доброта, способность сочувствовать - все, что делает мир прекрасным.