В истории становления и развития английского реализма роман Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфилд» (1849—1850) занимает особое место. Наряду с такими знаменитыми произведениями писателя, как «Холодный дом» и «Крошка Доррит», этот роман знаменует качественно новый этап в его творчестве, характеризующийся более глубоким проникновением Чарльза Диккенса в психологию своих героев.
«Дэвид Копперфилд» — первый и единственный опыт писателя в жанре автобиографического романа. И хотя он сам неизменно опровергал указания критики на автобиографичность романа, «Дэвид Копперфилд» все же является художественно воссозданной биографией писателя с детства до 1836 г., то есть до того момента, когда Чарльз Диккенс стал знаменитым писателем.
В образах и характерах героев романа содержится много такого, что соответствует как образу и характеру самого Чарльза Диккенса, так и людям, хорошо ему известным. Например, Дэвид Копперфилд очень напоминает самого писателя, комедийный Микуобер — его отца — Джона Диккенса, а образ Доры является почти точным воспроизведением образа Мэри Биднел — первой любви писателя.
Есть в романе и целые сцены, очень напоминающие реальные жизненные ситуации, в которых непосредственным участником был сам писатель. Например, сватовство и женитьба Дэвида повторяют историю сватовства Диккенса к Кэтрин Хоггард, ставшей впоследствии его женой — миссис Диккенс.
И все же писатель не воссоздает в своем романе конкретные лица, а рисует типические образы. История главного героя в «Дэвиде Копперфилде» совершенно правдива. И хотя в этом романе Диккенс не ставит масштабных социальных проблем, в нем уже присутствуют все признаки социального романа. Сказочный элемент с мальчиком сиротой, на которого как с неба сваливается состояние в виде наследства, меняющее в одно мгновение многострадальную жизнь героя, уже отсутствует в «Дэвиде Копперфилде». Зато присутствует худо
Осиротев и испытав обиды и унижения, герой Чарльза Диккенса Дэвид Копперфилд попадает к доброй тетушке, которая кажется ему сказочной феей. Но повзрослев, Дэвид убеждается, что тетушка Бетси всего лишь суетливая старая дева, а потеря тетушкой своего состояния окончательно отрезвляет Дэвида. «Большие надежды», связанные с тетушкиным состоянием, лопнули как мыльный пузырь, но Дэвид Копперфилд находит в себе силы, которые помогают ему прозреть: он постепенно осознает, что только упорный труд и сознательное воспитание в себе лучших человеческих качеств приведут его к успеху. Путь к счастью, который проходит Дэвид, долог и сопровождается целым рядом тяжких испытаний и болезненных прозрений. Таким образом, перед нами предстает еще одна «история молодого человека», которыми так богата литература XIX в.
С первого взгляда в «Дэвиде Копперфилде» налицо все признаки классического «романа воспитания» типа гетевского «Вильгельма Мейстера». Однако в романе Диккенса жизненный путь героя воссоздается не последовательным соблюдением хода событий, а прихотливой игрой его памяти, что, «по существу, генетически предвосхищает прозу М. Пруста и Д. Джойса». «Дэвид Копперфилд» — это роман о воспоминаниях героя и их роли в его жизни, а следовательно о времени и чувствах, вызванных памятью. С этой точки зрения перед нами не только роман автобиографический, но и социально-психологический.
Вместе с тем Диккенс не просто фиксирует на страницах своего романа опыт жизни Дэвида Копперфилда, а подвергает этот опыт сложнейшему этическому анализу, на основе которого возникает новое понимание природы добра и зла. И в этом смысле данный роман является еще и философским. Таким образом, у нас есть все основания утверждать, что «Дэвид Копперфилд» — это автобиографический, социально-психологический, философский роман.