Всякая книга кем-то рассказана. Тот, кто рассказывает, повествует или излагает, — всегда перед нами. Каждому из нас приходилось слышать, как разные люди рассказывают одну и ту же историю. И в этом случае история не только звучит по-разному, но в каждом новом пересказе она обретает новый смысл. При этом содержание остается прежним, но меняется тон повествования. Рассказчик как раз и является носителем этого тона.
В художественном произведении рассказчиком называется действующее лицо, которое выступает и как субъект, и как объект повествования, то есть как герой, который является участником или имеет непосредственное отношение к тем событиям, о которых он рассказывает. При этом рассказчика нельзя отождествлять с реальным автором — творцом произведения.
Рассказчик неотделим от мира действующих лиц, может вступать или вступает с ними в контакт, другими словами, выступает в произведении как персонаж, который присутствует на протяжении всего действия, но персонаж особенный, — персонаж, глазами которого ми видим изображенные события. В рассказе А. Конан Дойла « Голубой карбункул », как и в других рассказах «Записок о Шерлоке Холмсе», рассказчик —
Доктор Уотсон, кроме всего прочего, — друг, с которым Шерлок Холмс может обсудить результаты некоторых своих «изысканий». Об этом сам Холмс заявляет на первой же странице рассказа. И это тоже накладывает отпечаток на наше восприятие описываемых событий. Уотсон приходит в гости к Холмсу, узнает, что тот занят очередным расследованием, и живо включается в процесс. Уотсон как бы направляет рассказ Холмса о его умозаключениях по поводу нового дела. Он задает вопросы, восклицает, недоумевает, восхищается и восторгается. И, конечно, это льстит Холмсу; Без реплик Уотсона, без его вопросов рассказ превратился бы в скучное описание логических умозаключений Холмса.
Основная художественная роль доктора Уотсона как рассказчика состоит в том, что он является носителем определенной точки зрения на описываемые события. Его речь более эмоциональна. Он непосредственно выражает свои оценки и чувства. Автор для того и ввел его образ в свое произведение, чтобы создать иллюзию устного, живого рассказа об увиденном и услышанном.