Старания же изменить мир на лучший насильно, по человеческим критериям, на которые лежит печать греховности, непременно приведет к гибели всю земную цивилизацию.
Роман «Братья Карамазовы» задуманный писателем как произведение, которое должно было бы открывать серию романов о жизни Алексея Карамазова – мужа Божьего, который будет воплощать в жизнь священные завещания. Однако этот первое из серии произведений о праведнике-человеколюбе, так и осталось единственным романом, в котором герой пока что не является активным деятелем, а фигурирует лишь как земной идеал человека, постигающий полноту учения Христа.
Произведения великого русского мастера романа идей имели и имеют большую популярность в Украине. Отголосок мотивов Достоевского в той или иной мере ощутим в художественных интерпретациях многих украинских писателей, в частности И.Франко, О. Кобылянской, Леси Украинки, М. Коцюбинского, В. Винниченко, М. Волнового и др.
Мораль же, которая основывается на вере, на Христовых заповедях, выше земных законов, выше рационального мышления, которое не лишено зла, внесенного грехопадением (все герои «Братьев Карамазовых» могут спасти себя и других лишь через веру: безверие опасно, и об этом свидетельствует спровоцированный «бунт Алеши», а не только нигилизм Ивана или смердяковская охл
Роман «Братья Карамазовы» – вершина теологично-мистического реализма Достоевского, который своими идеями останется духовной альтернативой многим психоаналитическим концепциям своей и последующим эпохам с опасными попытками социального и морального экспериментаторства, с идеями «честности с собой», которые высвобождают греховные понуждения человека, с разными реформами личности (трагедию такого реформаторства отобразил Николай Кулиш в «Народном Малахии» 1927 год) и общества вообще.
Собственно, свобода без Христа, по Достоевскому, мнимая свобода: она ведет к гибели, как и воплощение земного благополучия путем покорения личности, путем несвободы, поскольку сама несвобода, духовная и социальная, порождает только зло.
Поэтому человек должен взять на себя ответственность за все и за вся, возрождаясь (часто и через соблазны) и укрепляясь в вере. В этом и заключается идейный пафос философского романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», который является одним из сильнейших пророческих произведений в мировой литературе. Трагическое XX столетие да и современная эпоха глобализма с разрушением духовно-этических основ общества, с десакрализацией традиций рода и народа, исторической памяти и социальных факторов – подтверждение актуальности идей Достоевского, его гениальности.