Своей, нигилистической философией, идеями «вседозволенности. Иван толкает лакея Смердякова на преступление — убийство Федора Карамазова. Из всех персонажей романа более других писатель ненавидит Смердякова — как лакея не столько по роду занятий, сколько по самой душевной сути своей, как предел морального растления, как крайнее выражение карамазовщины. Но нельзя забывать, что он является «двойником» Ивана. С его помощью писатель раскрывает то темное, низменное начало, которое таится в глубине души Ивана.
Проблема «двойничества» возникает в романе еще раз, в сцене ночного видения Ивана, когда ему кажется, что он беседует с чертом. В действительности же происходит внутренний диалог, спор героя с самим собой.
Постоянная для всего творчества Достоевского тема «маленького человека» представлена и в последнем его романе. Она отразилась в сюжетной линии, связанной с историей штабс-капитана Снегирева, его сына Илюшечки и гимназистов.
Во многих произведениях Достоевского существенную роль играют дети, которые часто становятся символом страдания, унижения и скорби (Нелли в «Униженных и оскорбленных»). Вместе С тем через их образы писатель воплощает идеи возмездия, суда над всеми мерзостями собственнического общества. Мысль о детях как судьях грязного мира и одновременно как надежде на его» обновление является одной из ведущих в «Братьях Карамазовых». Нот почему такое важное место занимают в романе сцены, в которых участвуют гимназические товарищи Илюшечки. Дети принимают в свой круг Алешу, что придает всему роману определенную идейную завершенность. Мечта писателя о движении человечества К светлому будущему, новому «золотому веку» связана у него с мыслью о молодежи. Во второй (ненаписанной) части романа Достоевский, как о том свидетельствует один из его современ
В «Братьях Карамазовых» особенно отчетливо проявился характерный для Достоевского обостренный интерес к убеждениям и переживаниям героев, к их «идеям-чувствам». Поэтому писатель стремится проникнуть в их внутренний мирь изобразить самый ноток их сознания, как правило, в момент наивысшего духовного напряжения. Это осуществляется с помощью различных повествовательных форм — внутренних- монологов и диалогов, идейных споров, исповедей и т. д. Чрезвычайная напряженность конфликтов, острейшие драматические ситуации, резкость контрастов предопределяются нравственными кризисами героев, стремительным водоворотом страстей, открытым противоборством их мировоззрений, идей, интересов, что находит прямое выражение в резких спорах, обидах, оскорблениях, скандалах вплоть до катастрофических развязок (убийство, самоубийство, суд).
Ни в одном произведении Достоевского ранее не занимали такого видного места диспуты на философские темы, споры, легенды («Легенда о великом Инквизиторе»), поучения, связанные с важнейшими вопросами бытия. В романе широко используются «вечные образы». Они призваны были, как отмечает Г. Ф. Фридлендер, не только «осветить для читателя глубинный смысл рисуемых романистом ситуаций (как это уже было в «Преступлении и наказании» с образами Наполеона или Магомета, в «Идиоте» с образом Христа, в «Бесах» с символическим эпиграфом), но им отведено также специальное — обширное — место в кульминационных книгах и главах романа, образующих особую философско-символическую «надстройку» над главами, которые посвящены социально-бытовым коллизиям и типам «текущей» действительности».