ЧЕЛОВЕК ПОДПОЛЬЯ — герой «Записок из подполья» Ф.М.Достоевского (1864), от лица которого они ведутся. Сорокалетний чиновник в отставке, он живет в «углу» — «дрянной, скверной» комнате на краю Петербурга. В «подполье» он и психологически: почти всегда один, предается безудержному «мечтательст-ву», мотивы и образы которого взяты из «книжек». Проявляя ум и мужество, он исследует собственное сознание, так определяя цель своей исповеди — «испытать: можно ли хоть с самим собой совершенно быть откровенным и не побояться всей правды?». Герой бунтует против открытых современной наукой законов природы, «каменная стена» которых — «несомненность» только для «тупого», посредственного человека, деятеля. «Врет» наука, что личность может быть сведена к рассудку, ничтожной доле «способности жить», и «расчислена» по «табличке». «Хотенье» — вот «проявление всей жизни… и с рассудком, и со всеми почесываниями». Вопреки «научным» выводам социализма о человеческой природе и человеческом благе он отстаивает свое право к «положительному благоразумию примешать < ...> пошлейшую глупость», чтобы подтвердить, что «люди все еще люди, а не фортепьянные клавиши». В «отрицательный век» он тоскует по идеалу, способному удовлетворить его внутреннюю «широкость». Это не наслаждение, не карьера и не «хрустальный дворец» социалистов, отнимающий у человека свободу выбора, суживающий личность: ведь в человеческой природе не только потребность порядка, благоденствия, счастья, но и хаоса, разрушения, страдания. Герой протестует против отождествления добра и
Лит.: Страхов Н.Н. Наша изящная словесность // Отечественные записки. 1867, №2; Михайловский Н.К. Жестокий талант // Отечественные записки. 1882, № 9-10; Шестов Л.И. Достоевский и Ницше (Философия трагедии). Спб., 1903; Чирков Н.М. О стиле Достоевского. Проблематика, идеи, образы. М., 1967; Назиров Р.Г. Об этической проблематике повести «Записки из подполья» // Достоевский и его время. Л., 1971.