Я часто задаю себе вопрос: «Почему во многих романах русских писателей главные героини — красавицы? Случайно ли это?» Наверное, нет. Достоевский считал красоту тайной бытия. Она в системе философии (координатной) располагается на пересечении важных жизненных категорий — идеала, любви, духовности. Поэтому красота является свойством женских характеров в романе «Идиот».
В доме у Епанчиных князь Мышкин, главный герой романа, смотрит на портрет женщины и видит прекрасное, одухотворенное лицо. Эта женщина — Настасья Филипповна, милая, страстная и ужасно страдающая. Она унижена, буквально раздавлена Тоцким, который уверен, что имеет все права на женщину, потому как содержит ее. И вот теперь она предмет торга. Но Настасья Филипповна находит в себе силы не подчиниться обидчику и даже пытается запугать его. Князь входит в комнату тогда, когда Настасья Филипповна решает бросить вызов всем желающим купить ее любовь. Она бросает вызов обществу, кидая в огонь пачку ассигнаций.
Красота Настасьи Филипповны приводит в изумление князя Мышкина, вызывает онемение у Гани, а Рогожина влечет к ней, как магнитом. Эффектная женщина, красотой которой восхищались все, но и только... Мужчины, окружавшие ее, видели в ней только источник наслаждения, стремились использовать ее телесную прелесть. Они не находили никакого смысла в том разительном контрасте духовной и внешней красоты, который навек очаровал князя Мышкина.
При взгляде на портрет Настасьи Филипповны впервые, а затем и при первой встрече он увидел противоречие между необъятной гордостью, презрением, почти ненавистью, отпечатавшимися на красивом лице, и доверчивостью, простодушием, свидетельствовавшими о трагедии в ее душе. Она стала игрушкой в руках мужчин, содержанкой, и князь ее прилюдно укорял: «А вам и не стыдно! Разве вы такая, какою теперь представляетесь? Да может ли это быть?» И гордячка Настасья Филипповна, вся вдруг вспыхнув и закрасневшись, призналась: «Я ведь, в самом деле, не такая».
Полюбив князя, Настасья Филипповна, поверила в то, в чем уже начала сомневаться: в существование добра, совести, любви. Ведь она является воплощением страдающей, ищущей души. Ее фамилия — Барашкова, то есть слабая, беззащитная. Но эта фамилия в тексте Евангелия ассоциируется не только с жертвенным агнцем, но и с Богородицей. В облике ее воплощаются иконописные черты. Настасья Филипповна мечтает о праведной жизни и страдает от того, что эту мечту осуществить невозможно.
Что же дает силу ее красоте? Я думаю, любовь. Страх бросил Настасью в руки обезумевшего от ревности Рогожина,-но страх не перед ножом его, а перед очередным компромиссом. Она бежит от князя, но это уже не боязнь испортить князю жизнь, как это было вначале, не стыд от того, что Рогожин берет ее и любить будет недостойную. Мне кажется, что это возмездие себе самой за то, что пять лет в злобе потеряла, что душу свою замутила. Настасья Филипповна выбрала для себя верный путь — отречение о
А что же чрезвычайная красавица Аглая? Ей многое было дано в жизни. Но загадка ее красоты разрешилась по-земному: мелко и нелепо. То, что воспринималось окружающими как капризы красавицы, как дерзости домашней любимицы, постепенно приобрело отчетливый характер духовной слепоты. Ее чувство к Мышкину носит оттенок покровительства. Но она стесняется его своеобразия в глазах обычных людей, а в качестве счастливой соперницы не проявляет ни великодушия, ни сострадания. Меня поразили слова ее матери, которая грубо и точно охарактеризовала дочь: «Девка своевольная, девка фантастическая...»
Излишнее самолюбие, боязнь показаться смешной — свидетельство чрезмерной любви Аглаи к себе и недостатка любви к ближнему. Красота Аглаи не является, на мой взгляд, побеждающей. Ведь подлинная красота — это духовное совершенство и смысл, воплощенные во внешней форме. Вот почему именно Настасья Филипповна является хозяйкой сердца князя, а не Аглая, так как именно Настасья Филипповна готова к духовному преображению. И понятен тогда смысл диалога между женщинами.
Князю Мышкину не удается спасти жизнь Настасьи Филипповны, но он пробуждает в душе девушки, которая его полюбила, человечность и доброту. Лев Николаевич помог Аглае Епанчиной понять причину ее разногласий с родителями. Девушка видит в князе свое спасение. Хочется вспомнить эпизод чтения стихотворения Пушкина о бедном рыцаре. Аглая читает и комментирует бессмертные строчки великого поэта. Лирический герой— человек, имеющий идеал и отдавший за него жизнь.
После трагически возвышенного ухода из сознательной жизни Мышкина и просто из жизни Настасьи Филипповны вся последующая жизнь Аглаи представляется досадной: она быстро вышла замуж, ушла из православия в католичество, поссорилась с близкими. Почему духовный опыт не был усвоен раскрасавицей Аглаей? Я думаю, не хватило ей понимания истинного положения вещей и людей. Ее чувство к князю слишком слабо напоминает любовь, потому что очень мало в этом чувстве доброты. Ее жизнь — «дар напрасный, дар случайный».
Достоевский, исследуя характеры Настасьи Филипповны Барашковой и Аглаи Епанчиной, подводит нас к трагическому пониманию характера красоты, которой на земле всегда тесно и неуютно, а «дорасти до неба» удается далеко не каждому. Да, смерть вознесла Настасью Филипповну на недосягаемую высоту. Аглая осталась, страдая от ушедшей любви. Ах, как мне жаль, что именно смерть Настасьи Филипповны прекратила все дальнейшие попытки воплощения идеала Аглаи. Как жаль, что Лев Николаевич Мышкин не смог до конца стать ангелом-хранителем тем, кто в этом нуждался. Смог увидеть и оценить красоту, но не смог ее сохранить. Финал романа трагичен. Настасья Филипповна умерла. Князь спрятался от людских глаз. Аглая продолжила жизнь, но скучную, без любви, без надежды.