Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа «Герой нашего времени» в произведениях русских авторов четко прослеживается „эволюция изображения психологического состояния героев. Главной особенностью творчества Достоевского являемся новаторство в исследовании внутреннего мира человека. Психологическое состояние героя становится всеобщей стихией романа, и во всех произведениях Достоевского внутренний мир персонажа показан в периоды максимального напряжения, когда состояние и.чувства экстремально обострены. Именно эта ситуация позволяет автору проникнуть в глубинные пласты человеческой психики и обнажить внутреннюю суть и сложность противоречивой натуры человека. У Достоевского в структуре всех произведений нет ни одного литературного приема, фразы или детали, которые не служили бы прямому или косвенному воспроизведению эмоционального состояния героев. Автор изображает внутренний мир человека как противоречивое единство добрых и злых начал в его душе. Достоевский показывает не столько эволюцию душевных качеств героя, сколько его колебания от одной крайности к другой.
Главный герой романа «Преступление и наказание» именно в таком состоянии, он мечется от отрицания своей мечты до твердого намерения ее осуществить. Достоевский не просто показывает существующую борьбу в душе героя, но и заостряет внимание на состоянии перехода человека от одной крайности к другой. И в этом мучительном переходе, в страданиях для его героев есть своеобразное наслаждение. Достоевский отображает психологические парадоксы в состоянии души героев («Так мучил он себя, поддразнивал этими вопросами с каким-то наслаждением. Прежнее мучительно-страшное своеобразное ощущение начинало ярче и живее припоминаться и все приятнее и приятнее становилось».).
Достоевский одним из первых прозаиков показал неисчерпаемость и непознаваемость до конца глубин человеческой души. Иногда автор рисует психологическое состояние героя не как достоверное, реальное, а как возможное и приблизительное. Это придает описанию зыбкость. Достоевский показывает этим, что внутреннее состояние героя значительно сложнее, чем можно это передать точными словами, что все оттенки чувств можно изобразить лишь с некой долей приближения, что существуют такие пласты в душе человека, которые не поддаются описанию.
Автор показывает внутренний мир своих персонажей аналитично, но самые глубины человеческой натуры оставляет неосвещенными, давая читателю возможность самому додумать.
Психологический анализ, как правило, сопровождается описанием атмосферы, которая сопровождается специально подобранными деталями, обозначающими чувства, ощущения. Выбор времени года в романе Достоевским тоже не случаен, он создает определенную ситуацию. Лето, жара и духота убивают Раскольникова — Достоевский показывает ту часть Петербурга, жители которой не имеют возможности и средств куда-либо выехать, поэтому летом там так много народу, что воздуха не хватает. Порфирий Петрович, следователь, говорит Раскольникову: «Вам давно уже воздух переменить пора». Этот душный город наталкивает Раскольникова на преступление. Достоевский использует описание деталей внешнего, предметного мира, которые по его замыслу влияют на душу героя. Это и каморка Раскольникова, и Петербург в целом, город, который «высасывает жизнь из человека».
В романе очень много описаний солнечных закатов, Раскольников чаще всего выходит на улицу вечером, и описание атмосферы в то время очень символично. Достоевский включает в повествование картину заката для усиления воздействия на читателей, солнце светящее, весеннее, дневное появится только в эпилоге. Там, в залитой светом необозримой степи, Раскольников избавится от своей теории. Восходящее солнце — символ возрождения героя.
Очень важна в романе цветопись. Наиболее часто используемые автором цвета: желтый, коричневый, голубой, черный. «Желтый Петербург», — говорит о городе, в котором происходит основное действие. Желтый — цвет сумасшествия и власти, в него окрашены и дома, и обои в каморке Раскольникова и в квартире старухи-процентщицы, и мебель в квартире Порфирия Петровича. Соня живет по «желтому билету». Этот цвет создает фон города, становится частью внутреннего мира главного героя. Кроме того, в романе очень важен зеленый цвет, не случайно сон Раскольникова об избитой лошади, символизирующий то, что суть героя — защищать, а не убивать, этот сон Родион Романович видит за городом, в роще, на фоне свежей зелени, где нет удушающей, давящей атмосферы городской жизни. Когда Раскольников идет совершать преступление, его мысли, неподвластные контролю героя, связаны с зеленым цветом. Появляется он и в эпилоге романа. У Сони Мармеладовой — зеленый платок.
Голубой цвет — символ чистоты и устремленности к Богу (голубые глаза у Сони). Зеленый и голубой цвета полностью отражают сущность характера Сони.
Вода в романе всегда изображается темной и коричневой и символизирует трагедию.
Запахи и звуки влияют на состояние человека и создают определенную атмосферу (запах из подвала, звуки очень резкие).
Достоевский создает ощущение призрачности жизни путем нарушения привычных соотношений между внешним и внутренним. Реальность становится как бы порождением сознания, зыбкой, погруженной в какой-то туман, так как и бредовые видения Раскольникова, и реальные картины изображены в романе одинаково достоверно при помощи одних и тех же приемов. Достоевский часто не акцентирует внимание на том, что описываемое — это игра воспаленного сознания, читатель как бы переносится в состояние кошмара и бреда героя.
Одна из форм изображения психологического состояния — это сны. Переживания в них сохраняются и даже усиливаются, так как в подсознательном состоянии свободнее проявляется тот ужас, который носит герой в душе. Сны служат основой всего произведения.
Диалоги и монологи в романе несут на себе огромную смысловую нагрузку. Достоевский впервые в литературе вводит прием: герои сами рассказывают о своем психологическо
Портретные характеристики играют большую роль в психологическом восприятии внутреннего мира человека. Для Достоевского важно описание глаз, но присуще оно только образу Сони, Раскольникова, Дуни, Свидригайлова, Разумихина и Порфирия Петровича. Особое внимание автор уделяет взгляду (прекрасные темные глаза Раскольникова, голубые у Сони, «сверкающие, гордые» у Дуни), и в красоте глаз — залог воскрешения героя. Описание губ, улыбки очень важно.
Достоевский вошел в русскую литературу именно как писатель-психолог, который является новатором в изображении характеров и душевных переживаний своих героев.
Почему Достоевский взялся писать роман с таким названием "Преступление и наказание"? Что же важно для него? Этот частный случай: преступник, жертва и возмездие? Но сколько таких случаев! Нет, очевидно, смысл не в этом. Писателя волнует не процесс преступления, даже не само наказание, каково оно по сути: тюрьма, каторга, ссылка... Другое...
"Почему?" — вот вопрос, который он, очевидно, задавал себе, когда работал над созданием романа. Почему, что толкает человека на совершение этого жестокого поступка? Неужели только нужда? Но сколько других людей, нуждающихся, бесправных, не имеющих положения в обществе. Эти люди теряют смысл жизни, для них нет больше жизни вообще, они не живут, а существуют. И таких людей в романе Достоевского много. "За общей серой картиной действительности, читатель может не заметить их. Однако один такой герой наиболее ярко выделяется на этом темном фоне. Мармеладов. Пьяница и "забавник" (так называют его в трактире). Отставной чиновник, отчаявшийся человек, что ему осталось в жизни? Наверное, этот вопрос долго мучил его. Он решился, наконец, на последний шаг — стать человеком. И что же? Не вышло. Спился. "Фи-нита ля комедия". Жизнь кончена. Что остается? Итог — понятен... Но почему, почему Мармеладов не становится убийцей? Что удерживает его? Воли не хватает? А может, он человек не такой жестокий, как Раскольников? Но ведь и Раскольников не был жестоким. Достоевский приводит тому множество примеров. Достаточно вспомнить поведение Раскольникова на пожаре, его отношение к заболевшему товарищу — студенту, наконец, к дочери хозяйки квартиры, где он "живет" (если это только можно назвать жизнью).
Достоевский более чем странно описывает нам своего героя: то он пытается убедить читателя в человечности Раскольникова, в том, что он способен любить и сострадать; то вдруг со всей остротой описывает его хладнокровие. Этим, мне кажется, писатель хотел сказать, что Раскольников настолько же жесток, насколько человечен.
Значит, все же не это главное, не жестокость. Нечто другое, несравнимо большее стоит за убийством. Ведь человек, совершив преступление, каким бы жестоким оно ни было, в душе все же обязательно оправдывает себя. Но разве можно оправдать убийство? Где же Раскольников ищет оправдание своему поступку? "Он его не ищет, — говорит Достоевский, — оно уже есть".
Действительно, Раскольников долго не мог решиться на такой шаг. Ему необходимы были силы не физические, а моральные. И точно как Соня жива только тем, что верит в чудо, в доброту людскую (уж ей ли верить!), так точно и Раскольников верит в свою теорию. Теорикыпо сути антигуманную. Раскольников считает, что люди подразделяются на "тех, кто право имеет" и "тварей дрожащих". По его убеждению, существуют "гении", которые и правят миром. Что "гениев" этих порождает "серая масса" — люди. Все, все люди ничего не стоят как личности. Жизнь десяти, сотни, а тем более одного человека — ничто, по сравнению с жизнью Наполеона, например. А значит, пробиваться к цели своей такой вот гений может (и даже должен!) через трупы людские. И это все оправдывает теория Раскольникова, в которой он уверен не меньше чем в себе. Именно поэтому он и решается на убийство. Оставалось проверить, действительно ли он принадлежит к числу тех, кто "имеет дар и талант сказать в среде своей новое слово", или он такой, как все. И он проверил...
"Я не человека убил. Я принцип убил! Принцип-то я и убил! А переступить-то не переступил, на этой стороне остался..."
Убийство оказалось страшнее теории. Оказалось, что Раскольников-то вовсе и не "гений", а "вошь" обыкновенная, такая же, как и "старушонка".
"Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старуху! Тут-таки разом и ухлопал себя навеки..."
Тут бы, как говорится, и сказке конец, но весь ужас состоит в том, что Раскольников не отказывается от своей теории; более того, он еще сильнее ненавидит свою жертву. Он не раскаивается, а видит свое преступление в том, что не вынес его...
Так в чем же наказание Раскольникова? Достоевский считает, что это не раскаяние. Это страшнее, мучительнее. Ведь Раскольников пытался доказать своей теорией, что нравственности вообще нет и человечество живет законами "естественного отбора", где право на жизнь имеет лишь "гений". Но эта теория убийственная и не может быть верной. Поэтому Раскольникову предстоит тяжелый путь к истине, когда он ценой великих сомнений поймет, наконец, что все эти годы он заблуждался. Тогда-то вот Раскольников окажется в той душевной пустыне, где нет места старому миру, а надо искать новый...
На мой взгляд, смысл романа не в том, чтобы показать и рассказать читателю о преступлении какого бы то ни было частного лица, а чтобы таким вот примером объяснить, в чем состоит преступность подобной теории перед человечеством вообще; и какое раскаяние ждет людей, если они пойдут наперекор нравственности.