Сочинения по литературеДостоевский Ф.М.Преступление и наказание“Я СЕБЯ УБИЛ...” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)

“Я СЕБЯ УБИЛ...” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Одни

говорят, что этот человек — великий

христианин. Другие помнят, что он был

революционером, участвовал в заговоре

петрашевцев, приговорен был к казни.

В белом

халате и в колпаке смертника в жестокий

мороз стоял он на Семеновском плацу, слушал

приговор, ждал расстрела и, как писал об

этом через несколько десятилетий, на

эшафоте считал себя правым и ни в чем не

раскаивался.

Этот

человек с такой странной, тяжелой судьбой,

такой бедный, загнанный, много работавший,

этот гений, у которого не было денег на еду,

— он жил за границей на плохом чае, а в

России умолял одного из издателей, чтобы

ему дали 15 рублей авансом. Имя этого гения —

Федор Михайлович Достоевский.

Теперь,

когда открываешь самый известный и

наиболее значительный роман Ф.М.

Достоевского — “Преступление и наказание”

— становится понятным, что такое

произведение мог написать только человек,

сам познавший ужас крайней нищеты,

прошедший сквозь тюрьму и каторгу.

Итак, с

самых первых страниц романа его главный

герой — студент, вернее, бывший студент

Петербургского университета. Родион

Раскольников одержим идеей, допускающей “кровь

по совести”. Раскольников долго размышляет

над отечественной и зарубежной историей и

видит, что прогресс осуществляется всегда

за счет кого-то, на чьих-то страданиях,

жертвах и крови. Опустившись на дно жизни,

не имея даже средств для продолжения учебы

в университете (какая там учеба, когда он

даже “спал... так как был, не раздеваясь, без

простыни, покрываясь своим старым, ветхим,

студенческим пальто и с одною маленькою

подушкой в головах, под которую подкладывал

все что имел белья, чистого и заношенного,

чтобы было повыше изголовье”), Родион

задумал ценой “крови по совести”, убийства

совершенно бесполезной с точки зрения .здравого

смысла, отжившей уже свой век старухи-процентщицы,

с помощью ее денег осуществить прогресс

своей жизни — безбедное существование,

возможность нормально закончить

университет и получить престижную работу.

Родион

делит людей на две категории. К первой — “тварям

дрожащим”, принимающим молча и безропотно

любой порядок вещей, он относит старуху. Ко

вторым, “сильным мира сего”, которым ничто

не стоит нарушить любые моральные нормы, он

относит не только Наполеона, Магомета, но

и себя: “...Вошь ли я, как все, или человек?

Смогу ли я переступить или не смогу?

Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь

ли я дрожащая или право имею...”

А раз “право

имеет”, так и убивает: “Кровь хлынула как

из опрокинутого стакана, и тело повалилось

навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас

же нагнулся к ее лицу; она была уже мертвая”.

Казалось бы,

мечта Раскольникова исполнилась: старуха

мертва (правда, заодно пришлось “убрать” и

случайного свидетеля, Лизавету), богатство (как

потом выяснилось, лишь небольшая часть) в

его руках, живи и радуйся, но герой наш не

знает, что ему делать. Вообще, с какой целью

он убил? Родион признается Сонечке

Мармеладовой: “Не для того, чтобы матери

помочь, я убил — вздор! Не для того я убил,

чтобы, получив средства и власть, сделаться

благодетелем человечества. Вздор! Я просто

убил; для себя убил, для себя одного; а там

стал бы я чьим-нибудь благодетелем или всю

жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из

всех живые соки высасывал, мне в ту минуту

все равно должно было быть!”

Жизнь

ставила героев романа в таки

е тупики, когда,

с точки зрения Раскольникова,

безнравственным становится самое

неукоснительное соблюдение нравственности.

Любимая сестра Раскольникова Дуня готова

выйти замуж не по любви за циничного дельца

Лужина с тем, чтобы помочь брату закончить

университет. Не пойди Сонечка Мармеладова

на панель — умерли бы с голоду ее домочадцы.

Но

преступление Раскольникова — не выход из

тупика, а еще больший тупик. Родиона было по-человечески

просто жаль, если бы он из-за страха

разоблачения не воспользовался

награбленным, затаился и жил по-прежнему

тихо. Но ведь, совершив убийство,

Раскольников поставил себя в

противоестественное положение к

окружающим людям. Он вынужден постоянно, на

каждом шагу лгать себе и другим, и эта ложь,

эта “игра” иссушают, опустошают душу героя.

Преступлением Раскольников отрезал себя от

людей, фактически он не старуху и ее сестру,

а себя убил.

Раскольникова

постоянно тянет к людям, а те не понимают

его, принимают за сумасшедшего. И только

Сонечка Мармеладова оказалась

способна понять и почувствовать

Раскольникова, сопереживать ему: “...он

вдруг поднял голову и пристально поглядел

на нее; но он встретил на себе беспокойный и

до муки заботливый взгляд ее; тут была

любовь; ненависть его исчезла, как призрак”.

В классе мы

часто спорили: как мог Раскольников

полюбить, мягко говоря, проститутку и, в

свою очередь, что толкнуло Соню на любовь к

убийце? Конечно, я склоняюсь к точке зрения,

и уже доказал выше, что и проституция Сони, и

убийства Раскольникова были вынужденными,

лишь способами спасения себя или близких от

голодной смерти.

И я рад, что

Достоевский показывает читателям, как их

обоих очищает взаимное чувство, возрождает

к жизни любовь. Именно желание примкнуть к

людям, глотнуть живой воды из чистого

духовного источника толкнуло

Раскольникова к Соне: “Нет, мне не слез ее

надобно было... Надо было хоть обо что-нибудь

зацепиться, помедлить, на человека

посмотреть!” Тоска по человеку заставляет

Раскольникова принять от Сонечки “простонародный

крестик”. Простонародность тут не случайна.

В своем бунте герой преступен перед

законами божескими и человеческими,

которые живут в народе в виде изначальных

основ христианской нравственности. Судить

Раскольникова по совести может только

Сонечка Мармеладо-ва. Это суд любовью,

состраданием и человеческой чуткостью. С

образом Сонечки, на мой взгляд, связана идея

Достоевского о том, что мир спасет братское

единение между людьми во имя Христово и что

основу этого единения нужно искать не в

обществе “сильных мира сего”, а в глубинах

народной России.

Эпилог

романа мажорен: “Раскольников лежал на

нарах и думал о ней. В этот день ему даже

показалось, что как будто все каторжные,

бывшие враги его, уже глядели на него иначе.

Он даже сам заговаривал с ними, и ему

отвечали ласково... Он думал об ней. Он

вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал

ее сердце; вспомнил ее бледное, худенькое

личико, но его почти и не мучили теперь эти

воспоминания: он знал, какою бесконечною

любовью искупит он теперь все ее страдания”.

Можно

только порадоваться за человека, который,

убив себя морально, сумел через любовь

возродиться к жизни. Стоит радоваться за

писателя, который донес до нас смысл

преступления и наказания. Имя этого

писателя до сих пор высится над миром. Он

один из самых читаемых за рубежом русских

классиков.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: “Я СЕБЯ УБИЛ...” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Слов:821
Символов:8183
Размер:15.98 Кб.