Урок можно начать словами М. Горького: «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, — этот человек — Достоевский».
Достоевский писал: «И зачем я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно!»
Вопросы для обсуждения
1. Могло ли это случиться действительно?
2. Как вы понимаете слова «Я — дитя века»?
3. Какие «герои века» и «проблемы века» есть в романе? (Герои: обездоленные и «хозяева жизни». Проблемы: может ли существовать этот мир? Защита обездоленных. Гуманизм. Нравственное совершенствование.)
4. Какие вопросы поднимаются в романе? (Философские, политические, юридические, этические.)
Развитие замысла:
1. «Еще на каторге думал о чем-то подобном».
2. 1855 год — «Роман мой называется „Пьяненькие“ и будет связан с теперешним вопросом о пьянстве». Почему же не воплотился замысел?
3. Вторая половина 1865 года — работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления.
4. В конце 1865 года — «Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова».
5. 1866 год — роман опубликован в журнале «Русский вестник». Это год выстрела Дм. Каракозова. «Петербург, за ним Москва, а до некоторой степени вся Россия находятся чуть не на военном положении: аресты, обыски и пытки идут беспрерывно».
Как в романе «Преступление к наказание» соединились прежние замыслы?
Как мог быть встречен роман, опубликованный а такое время?
Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей.
Обобщая свои наблюдения над героями, учащиеся готовят слово защиты.
1. Слово в защит
Как он появляется в романе?
Какое впечатление вызывает у окружающих?
Как видит его Раскольников?
Внешность Мармеладова.
Речь Мармеладова.
Рассказ Мармеладова о своей семье.
Судьба Сонечки.
Как появляется в романе Екатерина Ивановна?
Рассказ о ее судьбе (прошлое).
Внешность Екатерины Ивановны.
Дальнейшая судьба Мармеладова и Екатерины Ивановны.
Кто виноват в судьбе героев?
Вывод. Двойственность героев: Мармеладов внешне смешон, «забавник», но внутренне трагичен; ему «некуда больно идти»; Екатерина Ивановна криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: «Уездили клячу! Надорвала-а-сь!»
Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна, — это образ Сони.
2. Слово в защиту судьбы семьи Раскольниковых:
Почему Раскольниковы появляются не сразу, а мы узнаем о них из письма?
Отношения между членами семьи.
Рассказ о матери Раскольникова.
Судьба Авдотьи Романовны, испытания в доме Свидригайлова.
Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?
Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев — случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других.
3. Слово в защиту детей:
Почему самое страшное — это судьбы детей, искалеченные этим миром?
На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?
Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой, помогая детям?
Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?
Вывод. Судьбы детей — это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей — это показатель состояния общества. Судьбы детей — это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?