Сочинения по литературеДостоевский Ф.М.Преступление и наказаниеМожет ли быть, чтоб все были несчастны, разве это справедливость? (образ Раскольникова)

Может ли быть, чтоб все были несчастны, разве это справедливость? (образ Раскольникова)

Достоевскому образ Раскольникова не дался сразу, не удавалось ему сразу найти центр тяжести, который сумел бы удержать в единстве и некотором, пусть непостоянном, равновесии противоборствующие друг другу мысли и настроения, обуревавшие его героя. А ему необходимо было уничтожить неопределенность идеи Раскольникова и поставить ее «на настоящую точку». В творческом тигле писателя герой, или Лицо, как выражался Достоевский, превратился из комбинаций сторон в единое синтетическое целое, в органическое художественное создание, поднятое на небывалую высоту.

В преддверии преступления Раскольникова звучит фраза, подслушанная им в трактире: «Убей се и возьми ее деньги,- с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу…» «Убей» – легко сказать, но рядом с этим повелительным «убей», на другой чаше весов, перевешивая ее, лежит счастье человечества. «Убей» – ибо этого требует порядок в мире сем, «убей» – ибо это первый шаг твоей благой силы и твоей гармонизирующей власти, а ответственность и угрызения совести возьми па себя, не перелагай их на тех, кого осчастливишь и кем будешь управлять. В этом насильственном наделении счастьем множеств свобод

а делания счастья остается только у тебя – у твоей исполинской личности, все остальные- облагодетельствованные рабы. В этой концепции заключено зерно Великого Инквизитора, а в Раскольникове проступают черты Великого Инквизитора из трагической легенды в последнем романе Достоевского.

И в черновых вариантах, вынашивая образ Раскольникова, Достоевский останавливался на «страдании его», на одиночестве и тайне его: «И потому теперь я всю жизнь один! Один и с женой, один и с детьми! Один всегда. Может быть, благословлять меня будут другие, всегда один. У меня тайна, которую если б узнали, тотчас же с ужасом бы отворотились. И потому я навеки один».

В ассоциациях Раскольникова, как он окончательно создан был Достоевским, сохранилось имя Наполеона, но в то же время противоположное Наполеону «шиллеровское» начало потенцировалось, обобщилось и влилось в более охватывающее и грандиозное историко-философское представление Мессии, любящего судии и тиранического устроителя человеческих судеб. В этом контексте имя Наполеона стало для Раскольникова символом непререкаемой, грозной и тиранической власти над душой И жизнью человека во имя полного счастья для всего человечества.

Сохранить в соц. сетях:
Обсуждение:
comments powered by Disqus

Название сочинения: Может ли быть, чтоб все были несчастны, разве это справедливость? (образ Раскольникова)

Слов:331
Символов:2422
Размер:4.73 Кб.